Киев хочет отказаться от переговоров в Минске
Татьяна Ивженко
Киев может обнародовать официальную позицию по поводу итогов президентских выборов в Белоруссии в понедельник. Судя по субботнему комментарию МИД страны, речь не идет о признании победы Александра Лукашенко. Более того, в Украине считают, что Белоруссия сейчас не может считаться нейтральной площадкой для переговоров по мирному урегулированию в Донбассе.
Члены Трехсторонней контактной группы (ТКГ), которые до пандемии собирались на переговоры в Минске, уже несколько месяцев общаются в режиме видеоконференций. Следующая запланирована на 18 августа. Президент Владимир Зеленский на прошлой неделе сказал, что белорусские события не должны повлиять на работу ТКГ: «Я уверен, что процесс не остановится… Один из главных вопросов – продление режима тишины и вопрос обмена (удерживаемыми лицами. – «НГ»)». Зеленский рассказал, что украинская делегация передала ОБСЕ свой список, в котором более сотни имен: «Ожидаем от той стороны, что они тоже предоставят свой список». После этого при посредничестве ОБСЕ будет решен вопрос о дате и месте обмена удерживаемыми лицами, сказал Зеленский.
Обмен и перемирие – только часть вопросов, которые планируется обсудить. Объявленный с 27 июля режим тишины в целом соблюдается: на прошлой неделе в отдельные дни украинская сторона сообщала о нескольких обстрелах позиций ВСУ, в субботу не было зафиксировано фактов применения оружия. Ни одно из перемирий, которые объявлялись за все годы конфликта, не выдерживалось так долго. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов сказал на днях: «Мы делаем сегодня все от нас зависящее, чтобы прекратилась война». Он отметил, что Киев нацелен на урегулирование, «но не за счет потери нашего суверенитета или каких-то уступок, которые не будет воспринимать наше общество».
Уточнение Данилова стало своеобразным ответом на недовольство тех в Украине, кто подозревает команду Зеленского в подготовке к капитуляции. Подобные слухи усилились на фоне заявления нового главы украинской делегации, первого президента Украины Леонида Кравчука об особом статусе Донбасса. В эфире телеканала «Дом» Кравчук сказал: «Мы предлагаем вместо общего понятия «особый статус» ввести другие понятия… Просим понять нас и учесть такую формулировку – особый режим управления административного. Это соответствует тем реформам, которые проводятся Украиной по местному самоуправлению и нашим законам». Вероятно, смена формулировки могла бы обсуждаться минской переговорной группой.
Замдиректора Украинского института исследований экстремизма Богдан Петренко написал в колонке для УНИАН, что на первый взгляд предложение Кравчука – это «обмен шила на мыло». Но на самом деле формулировка «особый режим административного управления» не имеет в украинском обществе такой негативной окраски, как «особый статус». «Ведь для многих «особый статус» – это синоним капитуляции. А где капитуляция, там и красные линии, и новые протесты», – пояснил он. Кроме того, если новая формулировка будет вписана в старые Минские соглашения, то откроется окно возможностей для внесения других изменений в документ, считает эксперт. «Например, относительно миротворцев. Или изменения порядка выполнения пунктов Минских соглашений. Возможно, в этом и замысел. Но здесь есть одно «но»: вряд ли на это согласятся россияне. Они-то понимают, что если внести хотя бы одно изменение в договоренности, то скоро появится второе, третье, десятое…» – написал Петренко.
Напомним, еще команда Петра Порошенко с 2016 года настаивала на том, чтобы в «дорожной карте» выполнения Минских соглашений (этот документ в окончательном варианте так и не был согласован сторонами) были предусмотрены два этапа. На первом, по идее Киева, следовало бы выполнить все пункты Минских соглашений, связанные с обеспечением безопасности (включая вывод войск, передачу Украине контроля над границей с РФ). На втором этапе – все пункты, касающиеся политического урегулирования (в том числе проведение местных выборов и наделение местных органов власти широкими полномочиями).
Команда Зеленского придерживается такой же логики действий. Однако осенью прошлого года на уровне Минской переговорной группы была согласована возможность применения «формулы Штайнмайера», предполагающей параллельное решение вопросов с безопасностью, проведением местных выборов, а также предоставлением региону «особого статуса» (по предложению Кравчука – «особого режима административного управления»).
Кроме того, новый глава украинской делегации ранее заявил о необходимости предоставить Донбассу статус особой экономической зоны. О чем идет речь, написал в статье для Atlantic Council вице-премьер украинского правительства, замглавы делегации на минских переговорах Алексей Резников. Он отметил, что в сентябре в Украине будет представлен проект стратегии экономического развития Донбасса (сейчас речь идет о подконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей): «Возможно, это лучше всего описать как украинский подход к понятию «особый статус» региона для того, чтобы трансформировать там инвестиционный климат и реализовать новую экономическую модель на региональном уровне». В частности, как пояснил Резников, в Донбасс могут быть перенесены ряд производств, которые до пандемии располагались в Китае: «Как один из крупнейших соседей ЕС, Украина идеально подходит для выполнения этой роли…» Если стратегия себя оправдает, то в будущем география ее применения может быть расширена.
Многие эксперты в Киеве сомневаются в том, что нынешнее перемирие может перейти в устойчивый мир и политическое урегулирование. Опасения были связаны с проведением Россией в сентябре учений «Кавказ-2020». Сейчас к этому прибавилась ситуация в Белоруссии, где Лукашенко заявил о том, что он может рассчитывать на помощь России. В связи с этим в Киеве все громче говорят о том, что минская площадка больше не может считаться нейтральной для переговоров по урегулированию в Донбассе. Леонид Кравчук в интервью «Украинскому радио» отметил, что сейчас работа проходит в режиме видеоконференций, но рано или поздно участникам делегаций придется встречаться: «Если вдруг не будет такой возможности проводить там (в Минске. – «НГ») встречи, то мы будем искать другое место. Сначала были не Минские соглашения. Сначала была Женева (Женевский формат, существовавший в 2014 году. – «НГ»). Можно взять совсем нейтральное государство. Та же Швеция. Можем их попросить. Это возможно».
Кравчук, как и многие политики в Киеве, не скрывает своего негативного отношения к белорусским методам борьбы с участниками акций протеста. Обращаясь к Лукашенко в одном из телевизионных интервью, первый президент Украины призвал прекратить насилие. В тот момент, на прошлой неделе, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сказал журналистам, что Украина подписала совместное заявление по поводу ситуации с Литвой и Польшей. Что касается решения о признании результатов выборов, то Киев, по словам Кулебы, ожидал официального объявления белорусского ЦИКа.
На выходных МИД Украины обнародовал заявление, в котором констатировал, что «официально обнародованные результаты выборов президента Республики Беларусь не вызывают доверия в белорусском обществе». В документе говорилось, что Украина обеспокоена «случаями необоснованной жестокости правоохранителей в отношении граждан… Призываем руководство Беларуси не допустить дальнейших преследований по политическим мотивам своих оппонентов и тех граждан Беларуси, которые вышли на улицы городов продемонстрировать свою позицию, а также тщательно расследовать все факты неправомерного применения силы против мирных протестующих». Окончательную позицию Украины по итогам выборов в соседней стране, как ожидается, заявит в понедельник президент Владимир Зеленский. Судя по настроениям, после этого переговорная площадка по урегулированию в Донбассе перестанет называться «минской».
Независимая газета. 16.08.2020