Донбассу предлагают свободную экономическую зону
Татьяна Ивженко
Леонид Кравчук, возглавивший украинскую делегацию на Минских переговорах, не считает ситуацию с урегулированием в Донбассе тупиковой. Для начала он предлагает узнать, чего хотят жители востока Украины. И затем договариваться о компромиссах. Многие эксперты в Киеве подозревают, что речь идет об уступках – но в интересах Украины.
О своем видении ситуации Кравчук рассказал украинским СМИ. Он подчеркнул, что сделает все, чтобы прекратить войну. «Будем идти на компромиссы... Компромиссы – как управлять ситуацией. Есть вещи, которые компромиссам не поддаются, – это суверенитет, территориальная целостность, независимость, неприкосновенность границ», – цитирует нового главу украинской делегации «РБК-Украина».
В большом интервью телеканалу «Украина 24» Кравчук подробно объяснил, с кем и о чем считает нужным проводить переговоры. «Я говорю не о прямых переговорах с главарями (руководством ДНР/ЛНР. – «НГ»), чтобы было понятнее», – сказал он, отметив, что на первом этапе разговор могли бы начать авторитетные для общества люди. Они, по словам Кравчука, должны были бы «выяснить точные позиции и наметить шаги», после чего этот план мог бы стать предметом рассмотрения на государственном уровне.
Смысл в том, что Минские соглашения не работают, потому что по-разному воспринимаются сторонами. «Судя по их заявлениям (руководства ДНР/ЛНР. – «НГ»), по выборам, которые там состоялись, они хотят автономии (неподконтрольных районов. – «НГ»), федерализации (Украины. – «НГ»). Они хотят, чтобы это была территория не только с признаками какого-то особого статуса управления, а чтобы это была территория с признаками государственности. То есть они берут очень высоко… Россия пока что говорит об особом статусе, как это записано в минских документах. Но там так записали, что мы сами не знаем, что это такое», – сказал Кравчук. Он напомнил, что ранее, не имея никакой должности, а только в статусе первого президента Украины, через один из телеканалов обращался к лидерам ДНР/ЛНР с предложением подготовить перечень требований: «Что они хотят на территории этих районов – это особый статус или что-то такое с признаками государственности, или автономия. Напишите, на какие шаги вы могли бы пойти, чтобы был компромисс, чтобы можно было договариваться. Никакого ответа я не получил».
Сейчас в статусе представителя Украины в Минских переговорах Кравчук предлагает обсудить «особую систему управления». И подчеркивает, что решить этот вопрос невозможно без прямых переговоров: «Если мы хотим чего-то достичь, хотим мира в Донбассе, – как можно достичь мира, ни с кем не разговаривая? Допустим, придут силы ООН, ОБСЕ, поставят своих военных, наденут белые каски – и все? Не будет такого».
Отвечая на вопросы, Кравчук приветствовал участие западных партнеров Украины в урегулировании. В частности, сказал, что в будущем к переговорам могли бы подключиться США. А в ближайшее время, по его словам, можно было бы напомнить партнерам о Будапештском меморандуме: «Украина отдала ядерное оружие – 175 ракет, на каждой ракете было по 5 боеголовок… Каждая шахта стоила миллиард долларов, тех долларов (по курсу начала 1990-х. – «НГ»), сейчас это около 300 миллиардов...». Часть этих средств могла бы быть направлена в фонд по восстановлению Донбасса: «Если мы это обсудим в широком плане, дипломатическими усилиями все вместе, и Россия поддержит… Я хочу (создать) фонд реанимации Донбасса».
Вторая инициатива, с которой выступает Кравчук, – создание свободной экономической зоны (СЭЗ) в Донбассе: «Когда я был президентом, мы создали СЭЗ, в которую вошли Донецкая, Луганская и Днепропетровская области. Потом об этом забыли. Я думаю, сейчас это тоже следует сделать… И когда люди займутся конкретными делами, туда пойдут инвестиции. И не надо будет говорить о каком-то особом статусе Донбасса».
Кравчук сразу же ответил на критику его идей о компромиссах: «Я буду говорить с кем угодно, но никогда не подпишу документ во вред Украине. Те ультрапатриоты, которые меня критикуют, уже подписали Минские договоренности, где мы до сегодняшнего дня не можем найти точную позицию…»
В адрес Кравчука в Киеве действительно звучит критика и высказываются подозрения. Научный директор фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Алексей Гарань отметил в блоге, что первый президент ранее «не отличался принципиальностью». В 1998 и в 2006 годах он был в предвыборных списках с экс-главой администрации Кучмы Виктором Медведчуком (сейчас – председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь»); в 2004 году, накануне оранжевой революции, агитировал за Виктора Януковича; в 2012 году Янукович назначил Кравчука главой Конституционной ассамблеи. Гарань считает, что Зеленский принял плохое решение, назначив Кравчука представлять Украину в Минске: «Риторический вопрос: для чего это Зеленскому?»
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала по-своему объяснил в блоге ситуацию: «Кравчука назначили для того, чтобы он капитуляцию назвал компромиссами и другими словами. Был ведь главным идеологом Компартии Украины во времена СССР. Действительно имеет большой опыт называть черное белым, и наоборот». Бала изложил распространенную претензию к тезисам Кравчука: «Какой компромисс может быть с агрессором? Какой компромисс с местными коллаборантами? Как вообще можно говорить о компромиссах, если это касается государственного суверенитета и территориальной целостности Украины?»
Руководитель аналитического центра «Эйдос» Виктор Таран сказал «Слову и делу», что, по его информации, «Кучму пытались подвести к определенным компромиссам, на что он не пошел». А назначение Кравчука, как считает политолог, может таить угрозы: «Кравчук в последние годы очень сильно работает в фарватере позиций Виктора Медведчука. Это меня настораживает. Потому что мы знаем позицию Медведчука, кума Путина, мы знаем, как он понимает и видит решение войны на Востоке, так как они продвигают и защищают сценарий в интересах России, а не Украины».
Один из членов украинской делегации Денис Казанский (назначенный в мае в качестве представителя интересов жителей Донбасса) отметил, что смысл назначения Кравчука руководителем украинской делегации не до конца ясен: «Но в любом случае следует помнить, что украинская делегация в Минске не может принять или подписать ничего такого, с чем будет не согласно руководство страны».
В Донбассе сейчас относительно спокойно. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ насчитала 225 случаев нарушения режима тишины с начала перемирия 27 июля. Однако, по сообщению украинского штаба, речь идет о единичных провокационных выстрелах. Стороны ждут развития ситуации на Минских переговорах.
Независимая газета. 02.08.2020