Турецкоподанные

Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван

В Азербайджан для совместных маневров с участием сухопутных войск и авиации прибыли турецкие военные. Учения начнутся сегодня — они охватят практически всю территорию страны от Баку до Нахичеванского анклава, включая районы, расположенные вдоль границы с Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской республикой (НКР). Учитывая, что лишь 16 июля на границе Армении и Азербайджана завершились реальные боевые действия, в Ереване действия Баку и Анкары назвали провокацией. В то же время в Минобороны Азербайджана заверили “Ъ”, что время и место учений были выбраны еще в прошлом году, так что никакой связи с недавним обострением нет.

С 29 июля и до 10 августа на территории Азербайджана будут проходить военные учения с участием союзников из Турции. Численность личного состава и техники, задействованных в учениях, не сообщается ни в азербайджанских, ни в турецких источниках.

Однако судя по видеозаписям, опубликованным Минобороны Азербайджана, из Турции в страну прибыли несколько сотен солдат, с десяток бронемашин, а также один или два боевых вертолета.

Как сообщили в азербайджанском Минобороны, летно-тактические учения с боевыми стрельбами пройдут в Баку, Нахичевани, Гяндже, Кюрдамире и Евлахе. Сухопутные силы будут оттачивать боевые навыки в районе Баку, а также в Нахичевани — анклаве, который отделен от основной территории Азербайджана полоской армянской территории. Учения сухопутных сил продлятся меньше, чем военно-воздушные,— с 1 по 5 августа.

Города Гянджа, Евлах и Кюрдамир расположены на автотрассе, которая тянется вдоль границы с самопровозглашенной НКР и Арменией. Расстояние от Гянджи и Евлаха до армянских позиций составляет примерно 40–50 км. На той же дороге, всего в 70 км к северу от Гянджи, расположен Товузский район, где 12–16 июля шли боевые действия между азербайджанскими и армянскими войсками.

Напомним, что в разгар конфликта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил полную поддержку Баку, заявив, что обострение началось исключительно по вине Армении. «Турция решительно осуждает атаки со стороны Армении против дружественного и братского Азербайджана. Цель (армянских атак.— “Ъ”) состоит в том, чтобы воспрепятствовать урегулированию в Нагорном Карабахе, а также создать новые очаги столкновений»,— сказал турецкий президент. После этого министр обороны Турции Хулуси Акар даже пообещал Азербайджану сделать «все необходимое», чтобы отразить агрессию.

Однако, как пояснил в интервью “Ъ” помощник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Хикмет Гаджиев, о силовом вмешательстве Анкары в армяно-азербайджанский конфликт речи не идет. Он исключил, что это может произойти даже в случае более серьезных инцидентов в будущем. «Это не в интересах Азербайджана»,— сказал господин Гаджиев, заверив, что армия страны достаточно сильна, чтобы справиться с врагом самостоятельно. Пресс-секретарь Минобороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы заявил “Ъ”, что учения «не имеют никакого отношения к обострению ситуации в июле»: их время и место были определены еще в прошлом году.

Примечательно, что до этого Россия, союзник Армении по Организации договора о коллективной безопасности, предприняла схожие действия, которые насторожили азербайджанскую сторону. 17 июля российские военные начали проверку боеготовности на Северном Кавказе. На этом фоне министр обороны России Сергей Шойгу заявил своему азербайджанскому коллеге Закиру Гасанову, что отношения к обострению на армяно-азербайджанской границе это не имеет. Затем 23 июля маневры с участием российских военных прошли уже в самой Армении. Они касались системы противовоздушной обороны, которая у двух стран общая. «Участники учений отрабатывают навыки по противодействию разведывательным и ударным беспилотникам условного противника»,— сообщила тогда в Facebook пресс-секретарь Минобороны Армении Шушан Степанян.

Между тем в Ереване резко осудили проведение Азербайджаном учений с участием турецких военных.

«Примечательно, что Азербайджан прибегает к подобной провокации через несколько дней после заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в котором они особо подчеркнули необходимость строжайшего соблюдения режима прекращения огня и воздержания от провокационных действий в сложившейся ситуации»,— заявили в МИД Армении. Усугубило ситуацию и то, что сообщение о готовящихся учениях прозвучало практически одновременно с новостью о гибели армянского военнослужащего Ашота Микаеляна. Как сообщили в Минобороны Армении, его убил азербайджанский снайпер «на северо-восточном участке» границы, то есть примерно там же, где две недели назад велись бои.

О том, что Турция «разжигает конфликт», заявил и премьер Армении Никол Пашинян. «Для этого есть и текущие интересы, и исторические причины,— сказал он в интервью российскому телеканалу РБК.— Ведь Турция не отказалась от политики геноцида армян. Но есть и другой фактор. У Турции, как и в начале века (двадцатого.— “Ъ”), есть мечта — контролировать Южный Кавказ».

Как заявил “Ъ” эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Маммадов (Азербайджан), хотя азербайджано-турецкие учения и были запланированы заранее, их все равно следует рассматривать в контексте постоянной политики Баку по «истощению противника». «Мы наращиваем давление на Армению, что должно привести к изменению ее позиции,— сказал господин Маммадов.— Это делается дипломатическими, экономическими, а в некоторых случаях и военными рычагами. Хотя официальная позиция Азербайджана действительно состоит в том, что он не нуждается во внешней поддержке для освобождения Карабаха».

«К этим учениям относимся однозначно негативно, особенно после событий в Тавуше, так как рассматриваем их не как плановые армейские учения, а как угрозу безопасности в регионе,— заявил “Ъ” пресс-секретарь президента НКР Ваграм Погосян.— Мы видели, как агрессивно и истерично военно-политическое руководство Турции отреагировало на напряженность в Тавуше, в частности они определенные виды вооружения послали в Азербайджан. А Баку хотел любым образом вовлечь Турцию в региональный конфликт, что было чревато непредсказуемыми последствиями». По словам господина Погосяна, «в этом контексте очень важной оказывается роль России, которая является гарантом мира в регионе».

Коммерсантъ. 29.07.2020

Читайте также: