Порошенко обвиняет Зеленского в измене
Татьяна Ивженко
В понедельник вечером у здания офиса президента Украины была запланирована акция протеста против объявленного с полуночи 27 июля перемирия. Участники считают, что команда Владимира Зеленского пошла на сговор с российской властью. И грозятся «не допустить капитуляции». Они ссылаются на информацию о продолжившихся, несмотря на режим тишины, обстрелах украинских позиций.
Напомним, минская переговорная группа договорилась на сей раз жестко контролировать, какая из сторон нарушает режим тишины. Но утро понедельника началось с выяснения вопроса о нарушителях.
Командующий Операцией объединенных сил (ООС) генерал-лейтенант Владимир Кравченко заявил в ходе брифинга, что обстрелы украинских позиций были зафиксированы уже после полуночи: «В 0.20–0.45 был обстрел подразделений 36-й отдельной бригады морской пехоты стрелковым оружием из ручных противотанковых гранатометов, крупнокалиберных пулеметов… Около 09.00 в полосе ответственности 79-й бригады при помощи ручных противотанковых гранатометов противник осуществил три выстрела».
По данным Кравченко, украинские военные не открывали огонь в ответ, поскольку не было непосредственной угрозы. Но в будущем «в случае нарушения противником режима тишины и создания угрозы жизни наших военнослужащих ответ ВСУ будет мгновенным и решительным». В то же время в Донецке, по сообщению ТАСС, заявили, что обстрелов по позициям украинских сил не было. Сообщение Кравченко в ДНР назвали «очередной информационной провокацией украинской стороны, нацеленной на дестабилизацию обстановки». «Учитывая публичную позицию официальных представителей Киева, которые на всех ресурсах заявляют о готовности дать вооруженный ответ на любые действия, очевидно, что целью таких провокаций является оправдание своей агрессии», – отмечено в сообщении.
В Киеве подчеркивают, что новое перемирие может стать шагом к устойчивому режиму прекращения огня. Так, командующий ООС сказал: «Очевидно, разрешение международного вооруженного конфликта невозможно исключительно военными средствами. Необходимо применение военных и политико-дипломатических инструментов. Обеспечивая выполнение политических договоренностей, ВСУ дают возможность политикам достичь подвижек в мирном процессе».
В этом контексте сообщалось о звонке в воскресенье вечером Владимира Зеленского Владимиру Путину. Судя по сообщениям пресс-служб, президенты говорили не только о тактике, связанной с режимом перемирия, но также о стратегии политического урегулирования. При этом Владимир Путин, по сообщению Кремля, «охарактеризовал принятое 15 июля Верховной радой постановление о проведении местных выборов в 2020 году как противоречащее Минским соглашениям и ставящее под угрозу перспективы урегулирования». Напомним, украинский парламент объявил выборы в органы местной власти по всей стране, кроме тех территорий, которые в Украине признаны «временно оккупированными». Депутаты отметили, что выборы на этих территориях могут состояться только после выполнения всех пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности, включая вывод войск. В Киеве считают, что провести выборы местных органов власти в нынешней ситуации означает признать ДНР и ЛНР. На это украинская власть не может пойти.
Пресс-служба офиса украинского президента сообщила, что Зеленский и Путин «обсудили закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который находится на рассмотрении в политической подгруппе трехсторонней контактной группы, и закон о децентрализации, предусматривающий изменения в Конституцию Украины». Первый из названных документов посвящен широким полномочиям, которые Украина готова предоставить местной власти в Донбассе при условии выполнения пунктов Минских соглашений, посвященных вопросам безопасности. Этот закон действует до конца текущего года. Уже осенью Верховной раде придется решать, продлевать ли его действие в очередной раз или принять другой закон.
Второй из названных в сообщении документов ранее вносился Зеленским на рассмотрение Верховной рады. Он предполагал расширение полномочий парламента по определению и названию административных единиц. В этой норме противники Зеленского увидели угрозу ползучего признания ДНР и ЛНР. Но до стычек в Киеве не дошло, поскольку офис президента отозвал законопроект для усовершенствования.
В Киеве обратили внимание на то, что Зеленский обсуждал этот вопрос с Путиным. Бывший замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, бывший глава Луганской военно-гражданской администрации Георгий Тука в колонке для издания «Главред» отметил: «С дипломатической, государственной и человеческой точек зрения было недопустимым обсуждать с Путиным закон о децентрализации, а значит, и внесение изменений в Конституцию Украины. Ведя публично переговоры с Путиным на эту тему, Зеленский, по сути, признает утрату части суверенитета: если внутренние вопросы Украины (а внесение изменений в Конституцию – это сугубо внутренний вопрос нашего государства) обсуждаются нашим президентом с руководителем страны-агрессора, это все-таки как-то ненормально».
Тука считает, что Зеленскому нужен был разговор с Путиным ради пиара за несколько месяцев до украинских местных выборов, в которых будет участвовать пропрезидентская партия «Слуга народа». А что касается прекращения огня, то экс-замминистра сомневается в выполнении договоренности: «В основе конфликта на востоке Украины лежат политические интересы Российской Федерации, и на данный момент нет никаких внешних предпосылок, чтобы говорить об изменении позиции Москвы. Потому никакого оптимизма новые договоренности о перемирии не внушают».
Вопрос, затронутый Тукой, сводится к тому, что Украина признает Россию участницей конфликта в Донбассе (а ДНР и ЛНР – только «временными оккупационными администрациями»). В России же категорически отрицают свою причастность к конфликту, называя его внутренним украинским, поэтому рекомендуют Киеву решать вопрос с Донецком и Луганском. В Киеве вчера активно цитировали пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова (согласно сообщению ТАСС), который заявил, что Россия не может выступать в качестве гаранта соблюдения режима прекращения огня в Донбассе, так как не участвует в конфликте: «Какие-либо гарантии со стороны России в данном случае, не думаю, что об этом можно говорить, потому что не Россия является участником конфликта на юго-востоке Украины».
Бывший премьер-министр Украины, лидер партии «Народный фронт» Арсений Яценюк написал в своем блоге, что под видом перемирия «российская сторона разворачивает новую специальную операцию вокруг Украины». Он подчеркнул, что Зеленский должен был сказать президенту РФ: «Первое. Все, что происходит в Донбассе и Крыму, – это не «внутриукраинский кризис», как вы хотите подать. Это – прямая российская агрессия. Второе. На украинской земле не будет выборов под дулами российских автоматов или по указанию Кремля. Прочь из Украины. Мы сами разберемся с выборами. Третье. Украина никогда не будет выполнять Минские договоренности в российской версии. Не думайте, что сможете установить контроль над Украиной. Не удастся».
Такой же точки зрения придерживается общественное Движение сопротивления капитуляции, созданное в прошлом году. Его участники следят за каждым шагом Зеленского и членов его команды, подозревая новую власть в готовности сдать национальные интересы Украины. На вечер понедельника была заявлена акция у здания офиса президента Украины. Обращаясь к активистам, среди которых много сторонников пятого президента Петра Порошенко, движение сообщило на своей странице в соцсети, что команда Зеленского, объявляя перемирие, фактически обезоружила ВСУ: «Мы лишены права открывать огонь в ответ. Мы лишены права вести разведдеятельность. За любое сопротивление агрессору нас могут привлечь к дисциплинарному взысканию. Россия фактически превращается в наблюдателя. Украину заставят договариваться с так называемыми ЛДНР». В итоге, как опасаются участники движения, Украина потерпит поражение в войне. Чтобы не допустить этого, активисты начинают протест: «Мы не позволим разоружить нашу армию и превратить наших военных в мишени. Наша армия защищает нас сегодня. Поэтому наша обязанность – защитить нашу армию».
Независимая газета. 27.07.2020