Польский разлом

Вадим Трухачёв, к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения РГГУ, специалист по странам Центральной и Восточной Европы


По итогам второго тура президентских выборов в Польше действующий глава государства, кандидат от правящей партии «Право и справедливость» Анджей Дуда сумел сохранить пост главы государства на ближайшие пять лет. Согласно окончательным данным местного Центризбиркома, он набрал 51,03% голосов, в то время как его конкурент, представитель оппозиционной «Гражданской коалиции», мэр Варшавы Рафал Тшасковский получил 48,97% голосов. И теперь А.Дуда продолжит править, опираясь на правительство и парламентское большинство своих соратников из партии «Право и справедливость».

Выборы главы польского государства должны были пройти еще в мае, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы. В итоге первый тур, победителями которого стали А.Дуда и Р.Тшасковский, прошел лишь 28 июня. А окончательно судьба президентского кресла решилась только ближе к полудню (по среднеевропейскому времени) 13 июля, когда стало ясно, что результаты действующего обитателя дворца на улице Краковское предместье в Варшаве стали недосягаемыми для соперника.

С чем Дуда шел на выборы

Нынешние выборы стали, по сути, референдумом о доверии курсу, проводимому партией «Право и справедливость», начиная с 2015 г. Экономика Польши стабильно росла, причем в 2017-2018 гг. рост достигал весьма большой величины — 5%, а в прошлом году — почти 4%. Безработица сейчас находится на уровне 6%, причем она несколько выросла за время пандемии коронавируса. В стране развернулись большие социальные программы. В частности, власть стала выплачивать на каждого ребенка дополнительно по 500 злотых в месяц (примерно 120 евро). Пенсионный возраст, повышенный в      2012 г. до 67 лет для представителей обоих полов, А.Дуда вернул на уровень 60 лет для женщин, и 65 — для мужчин.

Помимо этого, А.Дуда и его однопартийцы говорили о необходимости защиты традиционных семейных ценностей. За время их пребывания у власти они не раз заявляли, что не приемлют однополые браки. В итоге власть инициировала поправки в конституцию, где говорилось о запрете на усыновление детей однополыми парами. А.Дуда подписал их за неделю до второго тура выборов, особо подчеркнув: «Я очень рад, что могу реализовать свое обещание… — поддерживать польские семьи, защищать детей. Дети будут защищены от усыновления однополыми парами».

Что касается внешней политики, то ее основой стало максимальное сближение Польши с США. Во время визитов за океан в 2018 и 2019 гг. А.Дуда договорился об увеличении американского военного контингента на польской земле в рамках инициативы с условным названием «Форт Трамп». 24 июня, прямо в самый канун выборов, президент снова съездил в Вашингтон, где заявил о готовности принять больше американских военных: «Я обратился к президенту (Дональду Трампу – прим. ред.), чтобы он из Европы американские силы не выводил. Американское присутствие для Европы после завершения Второй мировой войны — гарантия безопасности».

А вот отношения с Евросоюзом оставались непростыми. Наиболее резкое недовольство Еврокомиссии вызвало принятие польского закона, разрешающее министру юстиции снимать и назначать судей, а также продлевать мандаты тех из них, кто достиг пенсионного возраста. В ЕС усмотрели в этом нарушение принципа разделения власти. В ответ Верховный суд Польши пригрозил выходом из ЕС: «Противоречие между законодательством ЕС и законодательством Польши… приведет к тому, что структуры Евросоюза начнут процедуру выявления нарушений обязательств, вытекающих из договоров в рамках ЕС, а в конечном итоге — к необходимости покинуть Европейский союз».

Если говорить о России, то Польша в последние пять лет являлась одним из самых жестких ее критиков. Так, в 2018 г. А.Дуда прямо называл ее главной угрозой НАТО: «Мы должны помнить о значении трансатлантических связей, когда наша система безопасности подвергается проверке разными игроками… самый важный из них — Россия, подрывающая элементы международного уклада». В числе прочего, он отказался пригласить российскую делегацию 1 сентября 2019 г. на церемонию, посвященную 80-летию начала Второй мировой войны, в Гданьск. Кроме того, Польша объявила о намерении к 2022 г. полностью отказаться от российского газа, заменив его на американский, катарский и норвежский.

Таким образом, курс А.Дуды и его однопартийцев и во внутренней, и во внешней политике можно считать консервативным. Он исходил из традиционного видения сильного государства, заботящегося о собственных гражданах, защищающего многовековые устои, исходящего из идеи единой сильной власти и национального суверенитета. И ради сохранения такого положения вещей Польша показала готовность идти на обострение отношений с Евросоюзом, в которых входит на протяжении 16 лет. Курс на максимальное сближение с США и резкое неприятие политики России тоже кажется вполне традиционным для этой страны.

Продолжать в том же духе

В своей предвыборной программе А.Дуда фактически развивал идеи своей политики. Помимо сохранения уже взятых на себя обязательств, он обещал платить по 1 200 злотых (примерно 280 евро) в течение трех месяцев тем, кто лишился работы    из-за пандемии коронавируса, а общее пособие по безработице предложил поднять до 1 300 злотых. Среди других мер социальной поддержки он предложил выделить 5,3 млрд злотых фонду лечения редких заболеваний и 7,6 млрд — на поддержку сельского хозяйства, а также введение кредитных каникул для тех, кто должен был расплатиться с банками в период пандемии.

Предельно ясно выступил Дуда в защиту традиционных ценностей. По его словам, брак так и останется союзом мужчины и женщины. Кроме того, родители, а не государство, будут определять, как им надлежит воспитывать своих детей. Они также получат право определять форму дополнительных занятий в школах и кружках. Помимо прочего, президент предложил ввести запрет на пропаганду гомосексуализма не только среди несовершеннолетних, но и вообще в государственных учреждениях, а также защитить детей от порнографии. Для современной Европы подобный документ выглядел как настоящий манифест ультраконсерватизма.

Внешнеполитическая часть программы А.Дуды также предельно ясна. Так, он делает особую ставку на США и НАТО: «Силы НАТО и американские войска должны оставаться в нашей стране и развивать свое присутствие в качестве гарантии защиты нашего государства». Что касается Евросоюза, то о выходе из него президент не говорит, однако евроскептические нотки, связанные с недовольством Брюсселя судебной реформой, присутствуют: «Будущее Польши лежит в Евросоюзе… Но мы критически относимся к тому, когда действия бездушной бюрократии мешают государству продвигать свои интересы».

Россия в программе А.Дуды прямо упоминается всего один раз — в контексте отказа Польши от российского газа: «Я глубоко верю, что благодаря расширению газопорта и строительству газопровода Baltic-Pipe во время моего следующего срока поляки впервые в истории станут независимыми от поставок природного газа из России». В то же время, учитывая постоянные российско-польские трения на тему общего прошлого, косвенно к ней может быть обращено положение о том, чтобы партнеры были «лучше осведомлены об истории нашей страны, что требует особой заботы, чтобы избежать манипуляций об истории нашей Родины». Тем самым А.Дуда намекнул, что и в этой части курс страны изменений не претерпит.

Проевропейский либерал как главная альтернатива

Соперником Анджея Дуды во втором туре выборов стал Рафал Тшасковский. Варшавский градоначальник не оспаривал достижения своего конкурента на социально-экономическом поприще, однако в своей программе изрядно критиковал действия власти во время пандемии. Он посетовал на неготовность школ и вузов к дистанционному обучению, на закрытые для пациентов больницы и поликлиники, на рост безработицы. В то же время его программа в меньшей степени наполнена социальными обязательствами, чем программа А. Дуды. Здесь можно выделить разве что увеличение пенсий женщинам, имеющим детей, на 200 злотых. В отличие от А.Дуды Р.Тшасковский обещал не повышать налоги. В целом в плане внутренней социально-экономической политики он в большей степени выступал как либерал.

Но все же основное принципиальное отличие Р.Тшасковского от А.Дуды в плане внутренней политики лежало в вопросе ценностей. Мэр Варшавы выступил с предложением узаконить однополые браки и разрешить гомосексуалистам усыновление детей: «Тысячи людей живут вместе, разделяют свои моменты счастья и печали. Государство этого факта не видит... Они не имеют права наследования, на медицинскую информацию о состоянии здоровья партнера в случае аварии, на основные права, о которых мы не думаем каждый день. Закон, регулирующий партнерские отношения, разрешит эти проблемы и позволит однополым людям жить вместе в нормальных отношениях».

Р.Тшасковский резко критиковал судебную реформу «Права и справедливости», осложнившую отношения Польши с ЕС, и выражал готовность вместе с европейскими институтами отыграть реформу назад: «Последние пять лет — это разрушение государственных институтов и попрание положений конституции. Была предпринята попытка разрушить независимость судов. Польша сегодня рассматривается как государство с ущербной демократией. Поэтому наше государство требует немедленного ремонта».

Вполне естественно, что основное различие между кандидатами по внешнеполитической части крылось как раз в их отношении к Евросоюзу. Программа Р.Тшасковского — это манифест проевропейского политика. И его критика политики А.Дуды свелась, прежде всего, к европейскому направлению: «Нет, пожалуй, большей задачи перед Польшей во внешней политике, чем восстановление позиций в Евросоюзе. Ущерб в этой области, нанесенный в последние годы, огромен. Вместо последовательной работы и устранения недовольства польских предпринимателей или фермеров мы наблюдали, как правительство нарушало фундаментальные правила, предусмотренные документами ЕС».

И потому логично, что именно европейское направление должно было стать для Р.Тшасковского ключевым: «Я сделаю все, чтобы вернуть Польше свое место в Европе… Я буду настраивать правительство на то, чтобы отказаться от конфликта с институтами ЕС и большинством государств-членов…. Польша является пятым по величине государством в Евросоюзе, и она должна играть в нем свою роль в меру своего потенциала, а правительство должно твердо и сознательно работать над формированием будущего ЕС».

Что касается отношений с США и НАТО, то здесь особых различий в программах оппонентов не наблюдалось. Как и А.Дуда, Р.Тшасковский в своей предвыборной программе приветствовал увеличение числа американских военных в Польше и говорил о необходимости сплочения Североатлантического альянса. А вот отношениям с постсоветскими странами варшавский мэр уделил большее внимание, чем А.Дуда. По его словам, он был намерен работать над тем, чтобы Украина и Грузия как можно быстрее пополнили ряды НАТО, отдельно пообещав Украине поддержку. Р.Тшасковский вспомнил и о Белоруссии: «Я всегда буду болеть за наших белорусских соседей в построении сильной экономики и демократического государства».

О России оппозиционный кандидат отозвался весьма нелестно, но, в отличие от конкурента, прямо заявил о возможности диалога с ней: «Решившись на агрессию против Украины и ранее — Грузии, Россия закрыла себе путь к формированию в Европе политики, основанной на доверии и принципах международного права. Как президент, я буду открыт для разговора о том, как улучшить наши контакты с Россией». Таким образом, в целом кандидат от польской оппозиции в большей степени склонен к диалогу с Москвой. В его программе, например, ничего не сказано о претензиях исторического свойства. Однако в вопросах, касающихся постсоветского пространства, он мог бы стать более неудобным партнером для РФ, чем даже А.Дуда.

В целом Р.Тшасковский олицетворял собой новую, более открытую миру Польшу, готовую идти в ногу со временем и опирающуюся на те принципы, которые исповедует Евросоюз. Учитывая его отношение к узакониваю однополых браков, он однозначно является альтернативой курсу «Права и справедливости»; в то же самое время полным антиподом действующего президента его назвать нельзя. Как представляется, по вопросам отношений Польши с Россией и США у двух ведущих польских политических сил существует значительное совпадение. Так что здесь можно говорить о надпартийном консенсусе и почти полном единении польской элиты.

Выборы разделили Польшу

Итоги голосования показали, что Польша в значительной степени расколота между условными «консерваторами», олицетворяемыми А.Дудой, и «модернистами», выразителем интересов которых стал Р.Тшасковский. Причем разлом заметен в том числе и по географическому признаку — победу действующего президента делает несколько менее значимой то обстоятельство, что он уступил в 10 из 16 польских воеводств. Поддержку ему обеспечили более бедные, сельские районы востока страны. Напротив, более зажиточные западные воеводства, а также все крупные города вроде Варшавы, Кракова, Познани или Гданьска отдали предпочтение оппозиционному кандидату.

Очевидно, что польские избиратели разделились почти пополам, а основной водораздел для них пролегал в области социальной политики, традиционных ценностей, построения «сильного государства» и отношений с Евросоюзом. Именно здесь различия между кандидатами оказались наиболее сильными, и почти половина населения выразила недоверие действующему главе государства. В то же время пусть незначительное, но все же большинство дало понять, что слишком сильное давление со стороны ЕС для него неприемлемо, а к столь радикальным переменам, как узаконивание однополых отношений, польское общество пока не готово. Да и дела в экономике идут неплохо.

Тем не менее, чтобы стать подлинным руководителем всех поляков, А.Дуде придется в какой-то степени учитывать пожелания тех, кто за него не голосовал. В противном случае страну рано или поздно может ждать политический кризис и новое обострение отношений с ЕС. В то же время фактор отношений с Россией и США едва ли сыграл заметную роль в выборе поляков, учитывая не очень значительные (особенно в американском случае) расхождения взглядов обоих кандидатов. А потому ждать каких-либо подвижек на этом направлении не стоит.

РСМД. 15.07.2020

Читайте также: