Мир перемен. 2020 № 2

Мир перемен. 2020. № 2 содержание резюме

СОДЕРЖАНИЕ

Слово к читателю
Р. Гринберг. Какой будет новая модель экономического развития?

Дилеммы глобализации
Постпандемический мир и Россия: новая реальность? (МАЭФ-2020)
С. Бодрунов. На пути к ноономике: человек, технологии, общество
П. Раймонди. БРИКС перед лицом глобального системного кризиса

Трансформация
Г. В. Колодко. Великая китайская трансформация: от «третьего мира» к «первому»
И.И. Орлик. Центрально-Восточная Европа: завершение постсоциалистической трансформации
Е. Калоева. Как пишется история при постсоциализме

Экономика
И. Новикова. Системный кризис мировой экономики или кризис системы?
О. Кароза, А. Потемкин, М. Ротшильд. Как инвестиционный сектор сдерживает рост российской экономики

Социальная сфера
Дж. Огилви. Безусловный базовый доход и радикальный популизм
Б. Нолан и Д. Вайстаннер. Безусловный базовый доход и пандемия: что изменится?

Региональные сообщества
Сопряжение интеграционных процессов в Европе и Азии (международная научная конференция)
Б. Исламов, Д. Исламов, С. Примова. Роль и место Узбекистана в реализации инициативы «Один пояс - один путь»
Я. Младек. 30 лет спустя: как Вышеградская четверка преуспела в постсоциалистическом транзите

Культура
Ж. Тощенко. Народ всегда прав, даже когда он не прав
Л. Энзель. Смелость быть несовершеннолетним, или имей смелость не воспользоваться своим разумом

У книжной полки
Публикации Института экономики РАН по международным проблемам 2019 г.

РЕЗЮМЕ

Р. Гринберг. Какой будет новая модель экономического развития?
Коронавирусная пандемия активизировала поиски новой модели экономики современного мира. Но ведь еще совсем недавно мир не сомневался по поводу того, какая экономика самая эффективная. Только рыночная. Сегодня все это под вопросом.

Постпандемический мир и Россия: новая реальность? (МАЭФ-2020)
Такова была тема онлайн-сессии Московского академического экономического форума (МАЭФ), организованной агентством РИА «Новости» и состоявшейся 14 мая 2020 г. в Москве. Видные российские политологи, экономисты, ученые и эксперты выступили с докладами о влиянии пандемии коронавируса на мировую политическую, экономическую и социальную ситуацию в целом, а также о том, насколько серьезно экономический кризис, вызванный вирусом, затронул основные области российской экономики и социальной сферы. Сделан ряд конструктивных предложений относительно мер, которые следует предпринять российской законодательной и исполнительной власти, чтобы с минимальными потерями выйти из текущего кризиса. Далее приводится сокращенная стенограмма форума.

С. Бодрунов. На пути к ноономике: человек, технологии, общество
Принципиальные положения концепции нового индустриального общества второго поколения (НИО.2) и ноономики, постулирующие переход в перспективе к новому осознанию человеком своего бытия, ценностей и задач, отход от «зоопринципов» современной экономической парадигмы в пользу продвижения в рамках формирующейся ноокритериальной платформы развития человека и общества, получили неожиданное подтверждение.

П. Раймонди. БРИКС перед лицом глобального системного кризиса
Одиннадцатый саммит глав государств и правительств стран – членов БРИКС, состоявшийся в г. Бразилиа 13–14 ноября        2019 г., назвал приоритетным «экономический рост для инновационного будущего». В этой связи было рекомендовано сосредоточить работу на укреплении сотрудничества в таких областях, как наука, техника, инновация и цифровизация.

Г. В. Колодко. Великая китайская трансформация: от «третьего мира» к «первому»
В эпоху необратимой глобализации мировые экономические и политические правила игры должны учитывать растущее значение Китая. Вместо того, чтобы бороться с ним, нужно прагматично сотрудничать в решении растущих глобальных проблем. Но и Китай должен адаптироваться к внешнему миру, и сам мир должен адаптироваться к Китаю. Невозможно навязать ему модель, разработанную где-то еще, тем более что в наши дни либеральная демократия переживает системный кризис во многих странах. Также невозможно навязать китайскую модель другим, хотя многим странам это кажется заманчивым; «товар» не экспортируемый, однако его элементы могут оказаться полезными в других местах. Китай не стремится к мировому господству; вместо этого он последовательно интегрируется с остальным миром для того, чтобы поддерживать собственное развитие. Единственный разумный путь вперед – тщательное наблюдение, взаимное обучение и прагматическое сотрудничество, основанное на неортодоксальной экономической мысли.

И.И. Орлик. Центрально-Восточная Европа: завершение постсоциалистической трансформации
Три десятилетия прошло после падения социалистического строя в странах Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Начались поиски и внутренняя борьба за установление социально-экономического устройства, как казалось, по западноевропейскому образцу. Это был сложный период преобразований с подъемами и спадами, который исследователи называли «постсоциализмом». Тридцать лет в наше быстротекущее время – срок немалый. Достигли ли они вожделенных западных стандартов? Каковы итоги постсоциалистической трансформации?

Е. Калоева. Как пишется история при постсоциализме
Демократические революции 1989 г., падение Берлинской стены и последующие перемены вызвали новый всплеск исторических дискуссий о характере социалистических государств, причинах распада социалистической системы, а также переоценку политических режимов той эпохи и использование политического фактора в формировании современного образа прошлого.

И. Новикова. Системный кризис мировой экономики или кризис системы?
Системный кризис, о котором на протяжении нескольких десятилетий говорили экономисты, писали ученые и аналитики, отдельные черты и стороны которого назывались и политиками, и государственными деятелями, «вдруг» четко проявился в условиях… пандемии COVID-19. Какая связь между этими двумя явлениями? Куда движется мировая экономика? Как и где нам искать место в этих процессах?

О. Кароза, А. Потемкин, М. Ротшильд. Как инвестиционный сектор сдерживает рост российской экономики
Цель современной и предшествующих модернизаций российской экономики на протяжении многих лет заключалась в наращивании объема и количества валовых показателей, независимо от их качества, в условиях «надо догонять». Акцент всегда делался на достижении макро-, а не микроэкономических показателей (положительной динамики показателей на уровне предприятий и компаний), в результате чего усиливается активная деятельность государства, создаются некачественные и неэффективные активы, растут административные и бюрократические барьеры. Внимание уделяется макроэкономической стабильности с помощью институтов развития и финансового регулятора на национальном уровне.

Дж. Огилви. Безусловный базовый доход и радикальный популизм
Последнее десятилетие преподнесло человечеству немало социальных и экономических потрясений. Затянувшийся мировой экономический кризис выявил необходимость скорейшего осуществления коллективных и скоординированных мер по преодолению крайней нищеты, обеспечению малоимущих слоев населения достойным существованием и повышению уровня их доходов до среднестатистического минимума. Каковы же геополитические и экономические рычаги борьбы с глобальными вызовами современности, прежде всего, возможные сценарии преодоления классового и экономического неравенства, растущего расслоения общества на богатых и бедных?

Б. Нолан и Д. Вайстаннер. Безусловный базовый доход и пандемия: что изменится?
Пандемия коронаровируса не только вызвала необходимость искать решение многочисленных срочных проблем, но и потребовала дать ответ на вопрос, каким мы хотели бы видеть мир после ее окончания. В этом контексте призывы к введению безусловного базового дохода, уже раздававшиеся до кризиса, зазвучали с новой силой, в частности, во время Всемирного экономического форума.

Сопряжение интеграционных процессов в Европе и Азии (международная научная конференция)
Такова тема международной научной конференции, проведенной 27 февраля 2020 г. Институтом экономики РАН совместно с Фондом Конрада Аденауэра в рамках мероприятий, посвященных 90-летию Института. Ее участники сосредоточили внимание на политическом, экономическом и региональном сотрудничестве интеграционных объединений различного типа, прежде всего, Евразийского экономического союза и Европейского союза, а также их взаимодействии с другими партнерами в поисках ответов на глобальные вызовы современности. Далее приводится сокращенная стенограмма конференции.

Б. Исламов, Д. Исламов, С. Примова. Роль и место Узбекистана в реализации инициативы «Один пояс – один путь»
Китайский проект «Один пояс – один путь» уже связывает более 60 стран Азии, Европы и Африки и в силу масштабности открывает большие перспективы для участников, хотя и таит в себе вероятность потенциальных неожиданных рисков. Как же он влияет на развитие транспортной инфраструктуры, торговли, туризма, инвестиций, в целом интеграции Республики Узбекистан в мировое хозяйство?

Я. Младек. 30 лет спустя: как Вышеградская четверка преуспела в постсоциалистическом транзите
В феврале 2021 г. исполняется 30 лет с момента образования Вышеградской группы – неформального регионального объединения четырех восточно- и центрально- европейских стран – Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Какую трансформацию прошла за это время Вышеградская четверка, каковы ее отношения с ближайшими соседями и крупнейшими мировыми державами, какое место занимает в Евросоюзе, какова ее роль в принятии ключевых решений в рамках европейской политики, а также перспективы развития?

Ж. Тощенко. Народ всегда прав, даже когда он не прав
Это не каламбур. Это реальность, которая определяет лицо современной эпохи, характеризует его основные тенденции, показывает возможные вариант развития. Написать об этом меня побудила статья А. Ципко «Распятая перестройка». Цель в статье поставлена справедливая – оценить события второй половины 1980-х годов, которые вошли в нашу историю как перестройка. О ней не раз высказывались, причем с самых различных позиций.

Л. Энзель. Смелость быть несовершеннолетним, или имей смелость не воспользоваться своим разумом
Заявление американского президента Д. Трампа о том, что он, вопреки рекомендациям врачей, стал принимать антималярийный препарат в качестве профилактики от коронавируса, послужило для нас поводом для рассмотрения двух важных вопросов. Во-первых, относительно «качества» и обоснованности решений, которые часто принимают политические лидеры, предпочитающие жить в «альтернативном мире» своих личных представлений и комплексов. Во-вторых, в более широком смысле, не угрожает ли миру в эпоху «постмодернизма» опасность, что объективное знание, просвещение и наука будут принесены в жертву потребностям конструирования «постфактической» реальности и политических манипуляций.

Читайте также: