Лукашенко проигрывает домохозяйке
Антон Ходасевич
Белорусские президентские выборы продолжают ломать и сценарии власти, и прогнозы экспертов. Скромная домохозяйка Светлана Тихановская собирает стадионы своих сторонников, чего еще никогда не было в современной Белоруссии. Александр Лукашенко намекает на возможное использование военной силы для подавления протестов.
Каждый день кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская посещает как минимум три города, и каждый из предвыборных пикетов собирает несколько тысяч человек в зависимости от размеров города. Так, в областном Витебске с населением более 300 тыс. человек, по оценкам экспертов, собралось примерно 10 тыс., а в городе районного подчинения Бобруйске (население порядка 200 тыс.) – около 6 тыс. человек.
Небольшие города (например, Глубокое в Витебской области) с населением менее 20 тыс. собирают по тысяче человек. Люди приезжают на автомобилях и общественном транспорте в зачастую совершенно неудобные, отдаленные места, которые отвели им для встреч власти.
Встречи проходят в совершенно новом, ранее не виданном в Белоруссии формате. Светлана Тихановская и ее «боевые подруги» (так она называет представителей присоединившихся к ней штабов незарегистрированных кандидатов Веронику Цепкало и Марию Колесникову) не только агитируют голосовать за нее на предстоящих выборах, но и поют песни о победе, стремлении белорусов к свободе. Гимном встреч стала переведенная на русский язык песня «Стены», которую пели в конце 70-х годов члены польской «Солидарности»: «Давай разрушим эту тюрьму, здесь этих стен стоять не должно, и пусть они рухнут, рухнут, рухнут, обветшавшие давно». Люди приходят на встречи с запрещенной нынешней властью символикой (бело-красно-белый флаг и герб «Погоня»). Милиция наблюдает за происходящим, но никаких препятствий для мирных пикетов не чинит. «Такого не прогнозировал никто: что на финише этих выборов суровому белорусскому вождю будет противостоять домохозяйка, повторяющая, что она не политик», – оценивает ситуацию политический обозреватель Александр Класковский. Причем перевес и симпатии населения явно на ее стороне, констатирует эксперт. «Ее эмоциональное, проникнутое позитивом, вызывающее искренний отклик общение с народом выгодно контрастирует с официозными мероприятиями главы государства, который предпочитает собирать на встречи «актив» (то есть номенклатуру) и объезжать элитные войсковые части», – пишет Класковский.
Отсутствие реакции властей не означает, что Александр Лукашенко смирился с назревающим поражением. О том, что он затаился перед очередным ударом, можно судить по некоторым его шагам и заявлениям. Так, как следует из заявлений семьи незарегистрированного кандидата бывшего помощника Лукашенко и экс-главы Парка высоких технологий Валерия Цепкало, власти намеревались нейтрализовать их активность, угрожая отобрать детей. Вероника Цепкало заявила, что в школу, где учатся дети, приходили представители прокуратуры и просили учителей написать письма, о том, что она плохая мать. После этого Валерий Цепкало тайком уехал из Белоруссии и увез детей (мальчики учатся в начальных классах). Сам факт вывоза детей местные наблюдатели оценили позитивно. Ранее о том, что вывезла своих детей за рубеж, призналась и Светлана Тихановская. Однако если она увезла детей в Европу, то Цепкало уехал в Москву. Выбранное место местные наблюдатели оценили не очень позитивно. «Надеемся, Владимир Владимирович не выдаст моего супруга», – не очень уверенно заявила и Вероника Цепкало.
Кроме того, Александр Лукашенко собирается выступить с программной речью 3 августа. За неделю до выборов президент решил выступить с обращением к парламенту и народу. Традиционно это происходит в апреле, однако в нынешнем апреле в стране бушевала не признаваемая властями эпидемия коронавируса, и произносить на этом фоне бравурные речи было уж совсем нелепо. По оценке экспертов, нынешнее выступление кандидата в президенты в парламенте нарушает белорусское законодательство о равенстве всех кандидатов. «Уголовный кодекс трактует такие действия однозначно, а именно: злоупотребление властью или служебными полномочиями, что образует состав должностного преступления», – говорит кандидат юридических наук, профессор Михаил Пастухов. «Это свидетельствует о том, что у нас президентские выборы изначально несправедливые, потому что кандидаты в президенты не находятся в равном положении», – отмечает эксперт. По его словам, правильным было бы действующему президенту уйти в отпуск на время предвыборной кампании.
Однако наибольшее беспокойство экспертов и местной общественности вызывают намеки Лукашенко на силовое разрешение ситуации. Ранее госсекретарь Совбеза Андрей Равков говорил о том, что если будет нужно, то армия также выйдет подавлять внутренние выступления. «Наша задача – выполнить в тот момент, если это потребуется, естественно, с внутренними войсками, с милицией, с другими силовиками… задачи для предотвращения каких-либо террористических проявлений, массовых беспорядков и т.п. Мы к этому готовились, готовимся, будем готовиться», – заявлял Равков в эфире местного госканала.
Впрочем, по мнению Александра Класковского, намеки Лукашенко на силовое разрешение ситуации тоже «грубый пиар-провал», который, как и весеннее игнорирование коронавируса, «глубоко возмутил и оскорбил многих».
Независимая газета. 26.07.2020