Лучше не оглядываться
Юрий Ткачев, Одесса
Украина отмечает 30 лет с момента принятия Верховным Советом УССР (будущей Верховной радой Украины) Декларации о государственном суверенитете. Почти треть века независимости и каковы итоги?
Обстоятельства, в которых принимался этот документ, были сложными. СССР трещал по швам, задыхаясь в петле тотального экономического, институционального и политического кризиса. Пока еще советские республики одна за другой провозглашали создание суверенных государств: это явление вошло в историю как «парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете Украины была принята на четыре дня позже, чем соответствующая Декларация РСФСР.
Впрочем, о распаде Союза как таковом речи тогда еще не шло. По сценарию, который лоббировал, в частности, первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, после подписания Деклараций о суверенитете республики должны были подписать новый Союзный договор, как бы переучреждавший СССР на основе новых принципов. Данное положение закрепилось и в Декларации о суверенитете Украины: последнее предложение оной гласит, что именно эта Декларация ляжет в основу нового Союзного договора. Не случилось...
Выступая в Верховной раде 16 июля 2020 года, президент Владимир Зеленский назвал принятие Декларации историческим событием. «Декларация приблизила победу украинцев в многовековой борьбе за свободное и самостоятельное государство. 16 июля 1990 года стало действительно историческим днем. Тогда Декларацию о государственном суверенитете поддержали 355 народных депутатов. Из разных уголков Украины. Из разных партий. С различными взглядами. Но — с единой целью»,— заявил украинский президент.
Впрочем, восторженное отношение Зеленского к данной дате разделяют далеко не все граждане страны. И их можно понять.
Утрачено по дороге
Украина является едва ли не единственной страной постсоветского пространства, за 30 лет независимости так и не вышедшей на экономический уровень конца 1980-х и начала 1990-х годов. По данным Мирового банка, в 1990 году, когда и была подписана Декларация о государственном суверенитете, ВВП Украины на душу населения составлял 3965 долларов. А в 2018 году аналогичный показатель составлял уже лишь 3110 долларов. При этом максимальное за годы независимости значение в 3322 доллара было достигнуто в 2008 году. Для сравнения: Россия при распаде СССР имела подушевой ВВП в 9047 долларов на душу населения, перекрыв этот уровень еще в 2006-м (9693 доллара) и к 2018 году достигнув показателя в 11 792 доллара. Для Казахстана, к примеру, разница еще более разительна: 5890 долларов на душу населения в 1990-м и 11 165 в 2018-м. При этом, если в 1990 году Украина занимала по этому показателю шестое место среди бывших союзных республик (отставая от России, Казахстана, Эстонии, Латвии и Литвы), то сегодня по значению ВВП на душу населения ее также обогнали Белоруссия, Азербайджан, Армения и Туркменистан, а также Грузия (последняя на момент распада СССР находилась с Украиной по подушному ВВП почти на равных).
О причинах этого печального украинского феномена единого мнения у специалистов нет: принято традиционно обвинять коррупцию, слабость власти и силу олигархических группировок. Нередко пеняют и на внешние факторы, причем в зависимости от ориентации высказывающегося — то на «злокозненный Запад», то на «руку Кремля».
Одно известно точно: многие предприятия, делавшие советскую Украину индустриальным сердцем СССР, за годы независимости пришли в упадок. И если массовое закрытие заводов в 90-х было общесоюзной тенденцией, то на Украине этот процесс идет и по сей день.
Так, в 2014 году остановил производство Львовский автобусный завод: последний крупный заказ на предприятии разместил Донецкий городской совет в июне 2013 года. Он так и не был выполнен. «Запорожец», самый узнаваемый советский бренд, тоже приказал долго жить. В 2018 году Запорожский автомобилестроительный завод, который был лидером украинского автопрома, выпустил только 118 автомобилей, в основном собранных на заказ небольшими партиями по отдельным контрактам. В том же году предприятие запустило процедуру банкротства. Но ладно «Запорожец», знаменитый «Антонов», из цехов которого вышла гордость украинского авиастроения — Ан-225 «Мрия», с 2016 по 2019 год не выпустил ни одного самолета! Последние заказы, поступившие от Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии, были отозваны из-за сомнений в возможности завода их выполнить. А поставленные на Кубу самолеты Ан-158 в настоящий момент не осуществляют полеты из-за отсутствия запчастей: их завод получал из России.
В Одесской области одно за другим прекращают работу менее знаковые, но крайне важные для экономики региона заводы советской постройки. Так, в 2014-м окончательно остановился Одесский нефтеперерабатывающий завод, дававший до половины всего промышленного производства Одессы. Другой промышленный гигант, Одесский припортовый завод, в 2019 году вроде восстановил работу после двухлетнего простоя, которому предшествовали еще несколько менее длительных остановок. Но в настоящее время судьба завода туманна из-за колоссальных долгов, которые предприятие накопило за предыдущие годы.
В буквах и в жизни
С точки зрения анализа событий 30-летней давности небезынтересно взглянуть на сам текст Декларации о государственном суверенитете Украины. Тот самый текст, который, по крайней мере формально, лежит в основе Акта провозглашения независимости Украины и основанной на последнем Конституции Украины.
«От имени всего народа может выступать исключительно Верховный Совет Украинской ССР. Ни одна политическая партия, общественная организация, другая группировка или отдельное лицо не могут выступать от имени всего народа Украины»... Ну как тут не вспомнить «оранжевую революцию», Евромайдан и их лидеров, а также последних президентов страны и их соратников, так любящих высказываться от лица всех граждан страны?!
«Украинская ССР обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств»… Насчет «равенства вне зависимости от языка» можно открыть, к примеру, недавно принятый закон о среднем образовании. В нем разделяются не только собственно этнические украинцы, имеющие право учиться на родном языке 100 процентов учебного времени, но отдельно оговаривается, что представители «коренных народов» (таких, как крымские татары) также имеют право учиться на родном языке, носители «языков стран — членов ЕС» могут делать это до 40 процентов от общего времени, проведенного в классах, а всем остальным (в первую очередь русским) позволяется учиться на родном языке не более 20 процентов времени.
Достаточно доходчиво в этом смысле высказалась о языковой политике уже бывшая уполномоченная по защите государственного языка Татьяна Монахова, вскоре после своего назначения на должность в ноябре 2019-го заявившая, что, мол, интересы русскоязычных граждан вполне защищены в другом государстве и Украине подобным заниматься, соответственно, не требуется.
Что же касается «зависимости от места жительства», то теперь это, видимо, не про жителей неподконтрольных регионов Донбасса, не имеющих, даже будучи гражданами Украины, права въезжать на основную территорию Украины без разрешения СБУ.
«Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках». Чудесно, да вот только в последней редакции Конституции, которая вроде как основана на Декларации о государственном суверенитете, закреплен «европейский и евроатлантический курс Украины» (то есть курс на вступление в ЕС и НАТО); так что на этот пункт Декларации, на фундамент своей государственности, современная Украина тоже наплевала.
Внешнее управление
Впрочем, ставить под сомнение святость Декларации о государственном суверенитете на Украине не принято и даже чревато. Хотя находятся смельчаки. Так, на следующий день после торжественного собрания в честь 30-летия принятия Декларации о госсуверенитете нардеп от «Оппозиционной платформы — За жизнь» (эдакого идейного наследника «Партии регионов») Олег Волошин осмелился выразить такое сомнение прямо с трибуны Верховной рады. Выступая по поводу голосования за постановление о нелегитимности голосования за поправки в Конституцию РФ в Крыму, Волошин заметил: «Кто захочет возвращаться в страну, где все попрошайничают, которая не имеет суверенитета» и добавил, что украинский суверенитет «передан полностью внешнему управлению», а «страна, в которой нет суверенитета, не может восстановить суверенитет над украинским Крымом». После этого депутата на выходе из Рады некие «ветераны АТО» облили зеленкой — за «подвергание сомнению суверенитет Украины».
И у его коллег эти слова вызвали, мягко говоря, возбужденную реакцию. Так, представители депутатской группы «За будущее» назвали слова Волошина «плевком представителя пятой колонны в украинском парламенте в тысячелетнюю историю Украины». Волошиным призвали заняться правоохранительные органы: сопредседатель фракции «Европейская солидарность» Ирина Геращенко отчиталась, что уже «обратились к руководству СБУ с требованием возбудить дело за преступление, когда депутат отрицал суверенитет Украины, а это — государственная измена».
Однако вне стен парламента скептические высказывания звучат все чаще. «Сегодня воспевать Декларацию о суверенитете громче всех будут те, кто сделал все для сдачи суверенных прав, для ослабления и предательства государства с целью его разграбления. Те, кто превратил страну в место преступления и теперь с особым цинизмом поет оды своей "суверенной" жертве»,— написала на своем канале в Telegram экс-министр юстиции Украины Елена Лукаш. А экс-нардеп Евгений Мураев заявил, что Украина давно отошла от верных принципов, заложенных в Декларации о суверенитете и Конституции Украины. «Декларация и Конституция у нас были правильными и взвешенными, они обеспечивали баланс во внешней и внутренней политике. Очевидно, что писали ее совсем неглупые люди, имеющие стратегическое мышление и понимание мироустройства,— пишет он.— Спасибо им за это огромное, они подарили нашей стране шанс, который разбазарили все по очереди гаранты Конституции, генеральные прокуроры и "слуги народа". Последним привет и тряпкой по торжественным в этот день физиономиям. А поздравлять никого не буду. Потому что с тем, чего нет, и поздравлять не стоит»,— написал политик на своей страничке в Facebook.
Согласно опросу, проведенному в мае 2020 года Киевским международным институтом социологии, 33,5 процента граждан Украины жалеют о распаде СССР, а 50,1 процента уверены в том, что не сожалеют о случившемся. При этом, к примеру, в южных областях Украины с сожалением о распаде СССР говорят уже 48,1 процента опрошенных при 39,1 процента тех, кто считает, что все произошло правильно. В восточных регионах соотношение еще хуже: 49,3 против 34,6 процента.
Еще более интересен другой опрос, проведенный уже в июле центром «Социальный мониторинг». Согласно опросу, лишь 22,5 процента граждан Украины верят, что сегодня страна является реально независимой, а 66,5 процента считают украинскую независимость фикцией. На подконтрольной Киеву части Донбасса, к примеру, не верящих в независимость еще больше: 81,5 процента. В качестве основных сил, под контролем которых, по их мнению, пребывает Украина, опрошенные назвали МВФ, США и Евросоюз.
И эти настроения легко объяснимы, особенно после последних разоблачений нардепа Деркача, опубликовавшего большой массив записей переговоров экс-президента Украины Петра Порошенко с вице-президентом США Джо Байденом. На этих пленках Порошенко докладывает Байдену об увольнении генпрокурора Украины и интересуется, не возражает ли тот против назначения на этот пост Юрия Луценко; отчитывается о повышении тарифов на коммунальные услуги; просит содействия в формировании парламентской коалиции; получает инструкции по действиям в ситуации с национализацией ПриватБанка и многое другое.
Государство, высшее должностное лицо которого получает прямые инструкции от чиновника другого государства, суверенным, как ни крути, не назовешь.
Индекс счастья
Рассуждения, подобные приведенным выше, на Украине обычно принято осуждать как пораженческие и интересоваться, уж не вдохновляются ли их авторы «кремлевскими нарративами». В противовес предлагаются другие аргументы, свидетельствующие о несомненных успехах Украины в деле построения самостоятельного государства. В качестве примера таких достижений часто приводят победу на «Евровидении» певицы Русланы, спортивные рекорды боксеров братьев Кличко и футболиста Андрея Шевченко, который в составе ФК «Милан» стал первым украинцем, одержавшим победу в Лиге чемпионов.
Определенные успехи имеются и в сельском хозяйстве, а точнее, в растениеводстве. Если в 1990 году на Украине собрали 51 млн тонн зерна, то в 2019 году этот показатель составил 74,3 млн тонн. Правда, скептики здесь могут возразить, что рост валового сбора зерновых обусловлен увеличением засеиваемых площадей — за счет роста распашки земель (что в перспективе ведет к их истощению), а также сокращения площадей, отведенных под другие культуры (например, овощи открытого грунта и т.п.).
В числе достижений можно назвать и развитие индустрии разработки программного обеспечения. По состоянию на 2019 год на Украине работают свыше 750 компаний такого рода, которые совокупно зарабатывают около 2 млрд долларов в год (для сравнения: аналогичный показатель для России в 2018 году составил 3,07 млрд долларов).
И хотя все вышеописанное действительно имеет место, плюсы минусов, похоже, не перекрывают. По крайней мере, большинство мировых индексов, оценивающих качество жизни, фиксируют на Украине не прогресс, а регресс.
Так, в мировом рейтинге человеческого развития Украина в 1990 году занимала 47-е место, а к 2018-му скатилась уже до 88-го. А в мировом индексе счастья страна с 2013 по 2020 год скатилась с 87-й до 123-й позиции.
Впрочем, и на эти цифры тоже можно взглянуть с позитивной точки зрения: по крайней мере, Украине есть куда двигаться. Оптимисты предлагают надеяться, что предыдущие 30 лет страна просто брала разгон для прыжка. Вот только куда?
Огонек. №29. 2020