Зачем «Nur Otan» нужны праймериз
Внутренние выборы в партии «Nur Otan» способны привлечь в партию людей, неподконтрольных местным органам власти и существенно оживить политическую повестку Казахстана. Чем казахстанские праймериз отличаются от российских или американских, и почему эта процедура может быть интересна рядовым казахстанцам – побеседовали с политологом, директором Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андреем Чеботаревым.
– Андрей Евгеньевич, для начала давайте признаемся, что для казахстанцев понятие «праймериз» мало знакомо. Расскажите, что это значит, и чем наши праймериз отличаются от аналогичных мероприятий в других странах?
– Праймериз – достаточно популярная, к примеру в США, процедура, когда партия организует внутрипартийное голосование, по итогам которого формируется пул кандидатов на выборные должности в системе государственной власти. Речь идет о достаточно демократичной процедуре отбора из числа партийцев людей, пользующихся известностью и авторитетом в обществе, способных привлечь поддержку электората себе или своей партии и участвовать в случае победы на соответствующих выборах в деятельности представительных или исполнительных органов власти.
В США посредство праймериз определяют кандидатов в президенты, претендентов в Конгресс и местные органы власти. Аналогичный опыт имеют Аргентина, Великобритания, Италия, Мексика, Франция, Турция, Южная Корея и многие другие страны.
Видов праймериз существует несколько, основные из них – открытые, закрытые и полузакрытые. Первый предполагает участие в голосовании всех заинтересованных избирателей страны, отдельных регионов или населенных пунктов. То есть, голосовать могут в том числе оппоненты из других партий. В полузакрытых праймериз могут принимать участие члены данной партии и беспартийные избиратели. В закрытом могут голосовать только члены данной партии.
При этом разные партии одной и той же страны вправе сами решать проводить им праймериз или нет, и по какой модели.
К примеру, в Великобритании консерваторы обычно практикуют определение потенциальных кандидатов на выборные должности на конференциях местных партийных организаций. Тогда как лейбористы допускают к голосованию всех членов партии в конкретных регионах или населенных пунктах.
В Российской Федерации партия «Единая Россия» практикует проведение открытого праймериз с 2016 года на выборах в Госдуму и законодательные органы субъектов федерации. В этом году предварительное голосование по отбору кандидатов на выборы разного уровня «единороссы» и их сторонники провели с 25 по 31 мая. Однако из-за ситуации с коронавирусом в этот раз все проходило в электронном формате с участием более 970 тыс. избирателей, что в два раза меньше, чем в предыдущие годы. Однако при этом из шести с лишним тысяч претендентов, только 20% – действующие депутаты. То есть, под эгидой данной партии в политику придет большое количество новых людей.
– В Казахстане партия «Nur Otan» решила проводить закрытые праймериз, какие плюсы и минусы могут быть у этого решения?
– Я бы не сказал, что закрытые праймериз – это отрицательное решение. Хотя риск того, что интерес населения к нему будет ниже, чем к открытым, имеется. Частично нивелирует решение то, что участвовать в праймериз смогут те люди, кто только вступил в партию. Причем не исключено, что вступать в нее они будут не одни, а с группами своих сторонников, готовых проголосовать за них на праймериз.
Немаловажно и то, что дебаты в ходе праймериз будут достаточно открытыми, в частности, с приглашением представителей СМИ и блогеров и проведением их онлайн-трансляции в социальных сетях. Это позволит заинтересованным гражданам наблюдать за дебатами и заочно знакомиться с потенциальными кандидатами.
К тому же праймериз способны стимулировать рост уровня конкуренции и дискуссии по разным вопросам развития общества и государства внутри партии «Nur Otan», что для нее станет хорошим заделом на будущее.
Вместе с тем есть риски того, что некоторые несостоявшиеся кандидаты (то есть, люди, вступившие в «Nur Otan» для участия в праймериз и не выигравшие их) могут «громко» выйти из рядов партии, а симпатизирующие лично им избиратели – бойкотировать парламентские или местные выборы либо отдать свои голоса за другие партии. Думаю, что в партийном руководстве такую вероятность учитывают и сделают все, чтобы голосование и подсчет голосов по результатам праймериз были максимально безупречными.
– Вы считаете, что придет много новых лиц?
– У партии власти уже есть опыт проведения праймериз. В январе-феврале 2016 года в преддверие выборов в маслихаты всех уровней были отобраны более трех тысяч потенциальных депутатов. Правда, сколько из этих людей в итоге были выдвинуты и получили затем депутатские мандаты, неизвестно. Теперь же допущено самовыдвижение граждан, не являющихся членами данной партии. Правда, для последующего участия в праймериз они должны будут вступить в нее.
В 2021 году в Казахстане пройдут выборы в Мажилис и маслихаты. Причем в этот раз в депутаты маслихатов всех уровней отбор будет вестись не по мажоритарной, а по пропорциональной системе. Поэтому для участия в местных выборах надо быть членом какой-либо партии и баллотироваться в тот или иной маслихат от нее. Судя по всему, партия «Nur Otan» рассчитывает посредством проведения праймериз привлечь в свои ряды политически лояльных и одновременно заинтересованных проявить себя в общественно-политической сфере граждан. Последних, в свою очередь, может привлечь не просто членство в партии власти, а попытка стать вероятным кандидатом от нее в депутаты Мажилиса или маслихата путем относительно конкурентного отбора.
Также не стоит забывать и о кулуарных моментах. «Nur Otan» сейчас явно хочет централизовать весь процесс отбора кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихатов. Если раньше акимы как руководители партийных организаций на местах могли продвигать в эти органы своих людей, то сейчас появляется реальная возможность снизить их влияние в этом процессе. Наконец, партии должны теперь обеспечить 30%-ю квоту в своих списках для женщин и представителей молодежи.
С учетом всего этого определенный приток в ряды данной партии ожидать следует. При этом в данном случае важно не столько количество, сколько качественные характеристики новых партийцев.
– Нурсултан Назарбаев анонсировал праймериз еще зимой, но коронавирус заставил передвинуть сроки его проведения сначала на апрель, а теперь на август - октябрь. Но как думаете, насколько изменились за это время критерии к кандидатам?
– Ситуация серьезно изменилась. Подготовка к парламентским и местным выборам будет проходить в условиях продолжающихся карантинных мер и максимальной концентрации большой части казахстанцев на решении своих личных или семейных вопросов.
В обществе также сохраняется определенный уровень протестных настроений. И партиям все это надо это учитывать.
Я бы предположил, что сейчас «Nur Otan» основную ставку сделает на продвижение в депутаты маслихатов медицинских работников и волонтеров, хорошо проявивших себя в условиях противодействия распространению коронавирусу и оказанию различной помощи нуждающимся гражданам.
В целом, поскольку основой партии «Nur Otan» являются бюджетники, то многие из них могут проявить интерес к возможности повышения своего социального статуса посредством участия в праймериз и, в случае победы в них, предстоящих выборах.
– А что дают партийные праймериз беспартийным казахстанцам?
– Все зависит от того, насколько точно партийные функционеры будут соблюдать провозглашенные ими же принципы состязательности прозрачности и законности. По итогам праймериз станет ясно, насколько сама партия готова следовать этим принципам на парламентских и местных выборах. В связи с этим, несмотря на свой внутрипартийный характер, праймериз могут стать хорошим индикатором для проверки партии «Nur Otan» в глазах населения страны на соответствие декларируемых ею ценностей, принципов и идей реальным делам и их последствиям.
Ну и, конечно, праймериз стимулируют рост уровня внутрипартийной конкуренции, оживит дискуссии по разным вопросам развития общества и государства.
Что уже неплохо.
Беседовала Анна Величко
ИАЦ МГУ. 09.06.2020