Украина на пороге бурной политической осени

Александр Гущин, к.и.н., с.н.с. Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД


Конец весны-начало лета 2020 г. стали во многом рубежом для новых украинских властей и для общественно-политической жизни страны. С одной стороны, прошел год с момента прихода к власти президента В.Зеленского, а год — довольно большой срок, позволяющий подводить определенные итоги, анализировать достигнутое и намечать дальнейшие планы. С другой, с началом лета Украина вовсе не уходит на каникулы в политическом плане. Напротив, фактически начавшаяся кампания по местным выборам, усилившиеся противоречия в политическом истеблишменте, тревожные симптомы в процессе урегулирования конфликта на Донбассе, ухудшение социально-экономической ситуации указывают на то, что оставшиеся до конца года месяцы окажутся довольно турбулентными как для властей, так и для украинского общества.

Насколько устойчивы позиции правящей партии?

На конец октября 2020 г. в Украине запланированы местные выборы. Очевидно, что при всех успехах В.Зеленского и его команды нельзя говорить о завершении строительства новой архитектуры власти — «Слуга народа» не имеет на местах (особенно в условиях децентрализации и большой роли мэров и местных советов) того преимущества, которое есть у партии в парламенте. В этом контексте местные выборы едва ли станут для правящей партии и для ее конкурентов меньшим испытанием, чем выборы парламентские. Ситуация осложняется все большим нарастанием разногласий между местной и центральной властью, а также падением рейтингов последней. Безусловно, падение рейтингов правящей партии и В.Зеленского нельзя назвать обвальным — поддержка президента хоть, но все же остается довольно высокой. Однако тенденция очевидна, да и сами рейтинги уже перешагнули отметку в 40% и стремятся к дальнейшему снижению. Как показал социологический опрос, проведённый Киевским международным институтом социологии (КМИС), рейтинг президента Украины опустился ниже 40%.

Рейтинг партии «Слуга народа» сегодня заметно ниже рейтинга В.Зеленского и составляет 17%, или 28% от определившихся с выбором, что не гарантирует ей не только легкую победу на предстоящих выборах, но и победу вообще. Важно и то, что конкуренты «Слуги народа» представляют собой довольно серьезную силу; ОПЗЖ сохраняет свои позиции на юге и востоке страны, а «Европейская Солидарность» — на Западе. В местных выборах будут участвовать и «Батькивщина», и Партия Шария (во многом также способная на успех, поскольку перетянет часть голосов от ОПЗЖ и «Слуги народа»), но угроза для правящей партии на местных выборах будет исходить от самих местных властей.

Одна из наиболее серьезных политических проблем В.Зеленского сегодня — конфликт между местной и центральной властью. Его корни лежат в противоречиях относительно общего будущего контура власти в стране, распределения полномочий, бюджетных потоков, а также недовольством местных властей отдельными решениями центральной власти. Конфликт еще раз проявился во время пандемии, когда местные власти оказались недовольны условиями и сроками карантина. Ситуация особенно опасна в условиях слабости украинской государственной системы, выход из нее может быть сопряжен с рисками неконтролируемой децентрализации и феодализации, а вовсе не с контролируемым усилением местных властей (в духе перехода Украины к парламентской республике с двухпалатным парламентом).

Сценарий развития ситуации на выборах

В рамках сопротивления центральной власти местные власти во главе с популярными мэрами городов, как представляется, презентуют несколько региональных проектов. И несмотря на большое внимание к местным выборам со стороны национальных партий, именно у мэрских проектов, пусть даже без создания единой партии мэров в силу большого числа межрегиональных и межличностных противоречий, есть все шансы на успех на предстоящих выборах. Даже если «Слуга народа» попадет в местные советы, то партии придется входить в состав коалиции (и далеко не факт, что она будет в ней лидирующим партнером). Многое будет зависеть и от того, как будет формироваться список «Слуги народа» в том или ином регионе, кто в него войдет, сколько лояльных местным элитам представителей будет в него включено и будет ли он монолитен.

Сегодня у мэрских проектов есть все шансы, учитывая, что во многих случаях мэры (особенно это касается Ивано-Франковска, Харькова, Черкасс и Чернигова) сохранили высокие рейтинги, а в других (в Одессе и Днепре) конкуренция будет более серьезной, но все же едва ли альтернативные кандидаты смогут составить серьезную конкуренцию действующим лидерам. Местная власть в условиях карантина предстала в образе власти, приближенной к людям, в качестве борца за сохранение социальной стабильности, в то время как центральная власть, по мнению многих, обрушала экономику страны. Так, конфликт между мэром Черкасс и президентом В.Зеленским скорее пошел на пользу первому. Безусловно, это было связано с тем, что мэры фактически возглавили процесс выхода страны из карантина, выступая против жестких мер центральной власти. Сегодня положение изменилось — правительство пытается возглавить процесс выхода из карантина и управлять им.

Особенно важными для власти являются выборы мэра Киева, но и здесь, несмотря на всю сложность и противоречивость фигуры В.Кличко, положение у нее не безупречное. С одной стороны, задействован модный демократический механизм праймериз внутри «Слуги народа» для определения кандидата на выборах градоначальника, но с другой, понятно, что определяющим при выборе кандидата будет голос президента. Наиболее вероятными кандидатами на пост мэра столицы сегодня представляются Н.Тищенко, ставший главой киевской ячейки «Слуги народа», И.Верещук, А.Качура и санитарный врач Украины В.Ляшко. У последнего можно наблюдать наименьший антирейтинг, а также этот кандидат довольно тесно связан с президентом В.Зеленским. Кандидатура А.Дубинского могла бы быть довольно конкурентной, но напрямую увязывалась бы с влиянием на В.Зеленского олигарха Игоря Коломойского.

Несмотря на все существующие проблемы, рейтинги В. Кличко и вероятность его победы довольно высоки. Особенно учитывая определенную поддержку западных партнеров (с которыми у него сложились тесные связи), а также консолидацию оппозиционного центральным властям электората и части элит, не желающих монополизации власти и передачи столицы «Слуге народа». В.Кличко в перспективе может стать политиком обещеукраинского масштаба, имея в виду следующие президентские выборы; у него есть амбиции общенационального уровня на базе «Удара». В этом контексте становление нового лидера правой оппозиции, а поиск такого человека продолжается в том числе при участии «западных партнеров», более опасно для нынешних властей, чем лидирующая роль П.Порошенко в правой оппозиции. К слову, его рейтинг по-прежнему не очень высок, а он сам пользуется популярностью лишь в отдельных областях и в некоторой степени в столице.

Внесение правок в избирательный кодекс

До сих пор идет работа с целью сделать избирательный кодес удобным для «Слуги народа», но документ все также вызывает множество нареканий и вопросов. Из-за президентского вето он принимался в два захода, а сегодня вновь предлагается переписать некоторые его положения. Это, безусловно, происходит по инициативе «Слуги народа» — внутри партии прекрасно понимают ее далеко не самые радужные перспективы на местных выборах. От некоторых поправок пришлось отказаться — например, от поправки, согласно которой устанавливается 5-процентный барьер, прохождение которого необходимо для попадания в местный совет. Кроме того, было отменено условие, согласно которому участие партии в выборах на 2/3 территории страны для допуска к избирательной кампании является обязательным. В нынешней редакции кодекса пропорциональная система действует для городов с населением более 90 тыс. человек, в мелких же и средних городах действует мажоритарная система. Согласно новым предложениям, порог партийной системы снижается до населенных пунктов с населением свыше 15 тыс. жителей, ниже этого порога действует мажоритарный механизм. Предлагается также изменить залоговую систему для участия в выборах — ввести залог за участие в мажоритарных выборах с одной стороны и уменьшить залог для партийных списков в девять раз, согласно другому проекту — в четыре раза. Скорее всего, если и будет принят, то будет принят компромиссный вариант. Довольно интересно также выглядит предложение убрать ограничения по участию в выборах депутатских групп, что, конечно, предложено в интересах групп «За будущее» и «Доверие», связанных с И.Палицей, соответственно, с И.Коломойским и агробароном А. Веревским. Многие уверены, что если «Слуга народа» поддержит это предложение, то ситуация станет показателем своеобразной договоренности правящей партии и этими группами в обмен на политическую лояльность и «правильные» голосования. Вне зависимости от того, удастся ли успеть принять новые поправки, ясно, что они направлены на подрыв возможностей местных политических проектов и на усиления партийности выборной системы.

Имиджевые выгоды от ряда ситуативных действий в антикоррупционном плане, в частности уголовное преследование П.Порошенко может на короткой временной дистанции до осени укрепить рейтинги власти, особенно принимая во внимание справедливый запрос большинства украинцев на «покарание» предшественников, но говорить ли это о позитивной повестке развития? Скорее, напротив, это, как отмечает украинский политолог Р.Бортник, является продолжением традиции дискредитации президентской власти, которая началась задолго до прихода на пост президента В. Зеленского и сохраняется сегодня, потому что «покарание» предшественников становится важным элементом самосохранения власти, решения электоральных задач при отсутствии необходимых одновременно с борьбой с известными коррупционерами институциональных изменений и системных реформ.

Социально-экономическая ситуация, пандемия и МВФ

Серьезным вызовом для страны и властей в контексте осенних местных выборов остается социально-экономическая ситуация. Следует отметить, что коронакризис — это не причина сложившегося сложного экономического положения, а его катализатор и важный фактор. Дело в том, что с прошлого года украинская экономика медленно движется по нисходящей. Если в 2019 г. после первых месяцев работы правительства А.Гончарука речь шла о падении промышленного производства, то за четыре месяца 2020 г. наблюдается падение уже ВВП. Министерство экономического развития и торговли Украины проанализировало уровень ВВП в стране за период с января по апрель. По оценкам ведомства, падение показателя составило 5%. Как сообщает Интерфакс-Украина, такие данные приведены в обзоре экономической активности за апрель. По словам авторов исследования, сокращение объемов ВВП полностью соответствует прогнозу. Также в Минэкономики отметили, что по итогам четырех месяцев 2020 г. сокращение сводного индекса производства составило 6,7%. Для сравнения, в январе-марте этот показатель просел на 3,8%.

Все это ставит под серьезное сомнение тезис нового премьер-министра Украины Д.Шмыгаля о том, что по итогам года падение ВВП составит 5%. Можно прогнозировать более глубокое падение — на 8–10%. Безусловно, коронакризис и жесткий карантин, введенный властями, нанес удар по сфере торговли и услуг, по мелкому бизнесу, то есть по тем сферам и тем социальным группам, которые ранее в условиях падения промышленного производства обеспечивали пусть небольшой, но экономический рост.

При этом сегодня можно наблюдать сокращение экспорта, поскольку страны вводят запретительные протекционистские меры, а цены на рынках наиболее важных для украинского экспорта товаров падают. Украинское правительство в этих условиях противоречит само себе, принимая и вынося на голосование в Верховной Раде программу, в которой очевиден вектор на опоры на собственные силы, некоторое развитие импортозамещения и внутреннего спроса, при этом подписывая меморандум с МВФ. 9 июня Совет МВФ принял решение о выделении Украине кредитной программы на 5 млрд долл.,    2,1 млрд долл. поступят сразу, а программа в целом рассчитана на полтора года.

Для этого займа украинская власть пошла на многое — весной открыла рынок земли и запустила «антиколомойский» закон, но непосредственно дорогу к кредиту открывает именно меморандум с МВФ. Ни одна долгая программа сотрудничества с МВФ не была выполнена Украиной в полном объеме, видимо, и сейчас Киев надеется на то, что многие параметры удастся изменить и не выполнять, а первый транш будет получен. Расчет на это может не оправдаться. Кроме того, при всей видимости легкости кредита, который по большому счету выглядит гораздо более выгодно чем условиях заимствования от других стран, но кредитование МВФ обуславливается целым рядом дополнительных параметров, влияющих на реформу здравоохранения, пенсионную систему, рост тарифов, усиление внешнего контроля над судебной системой. Важной проблемой остается сегодня и то, что значительная часть украинской экономики в управленческом плане контролируется представителями международных организаций и транснационального капитала, занимающих, к примеру, посты членов наблюдательных советов ряда крупных кампаний национального значения. В то время как сама жизнь подсказывает, что развитию экспортоориентированной экономике, поддержке внутреннего производства, механизмам стратегического планирования, определению приоритетных отраслевых направлений, развитию программы госзакупки нет альтернативы. Правительство в своей обновленной программе сосредоточило внимание на некоторых важных отраслях. Так, запланировано повышение доли IT ВВП до 10%, однако многое в данном случае будет зависеть от качественного развития самой структуры IT-сектора, а также от того, на каком фоне будет расти его доля, не на фоне ли общего падения других отраслей.

***

Ближайшая осень в социально-экономическом плане будет довольно сложной и будет характеризоваться падением ВВП, перспективой дальнейшего усиления эмиграции после открытия границ, ростом безработицы на фоне ожиданий второй волны эпидемии, что также будет оказывать негативное влияние на экономику. При этом никаких предпосылок отхода от долговой экономической модели пока не предвидится. Сегодня Украина стоит перед стратегическим выбором — сумеет ли страна амортизировать кризис или будет дальше идти по пути экономической архаизации.

Несмотря на все усилия, сегодня сомнительно, что «Слуга народа» даже в случае точечных успехов сможет обеспечить себе желаемый результат на местах; пока также неясно, каким путем, кроме договоренностей и уступок местным властям, партия она может достичь приемлемых «коалиционных» результатов. Тем не менее пока власти пытаются совмещать «кнут и пряник», но война с местной властью, попытка силового давления стратегически не сможет изменить ситуацию в пользу В.Зеленского и правящей команды. Очевидно, что Зеленский и его команда не понимают, что при всех негативных моментах местного управления, именно оно является очень вероятным инструментом выхода Украины на путь развития, и реформа местного управления не может проходить в конфликте с ним, тем более заметная часть избранных мэров пользуются популярностью. Любые попытки формирования новых местных элит в ускоренном режиме приведут только к ухудшению качества управления и поставят под вопрос цели децентрализации. Результаты же местных выборов впоследствии могут ставить и вопрос о досрочных парламентских выборах, особенно в условиях будущего неминуемого развала монобольшинства в Верховной Раде, в которой все сложнее и сложнее обеспечивать единство фракции и договариваться с депутатами о единодушных голосованиях.

РСМД. 15.06.2020

Читайте также: