Салозамещение: Киев за год потерял $13 млрд из-за падения экспорта в РФ
Анна Каледина, Эльнар Байназаров
С 2014-го экспортные поставки Украины в Россию упали почти в пять раз. Упущенная выгода Киева только за прошлый год оценивается в $13 млрд. Такие данные содержатся в докладе о потенциале восстановления товарооборота между государствами, который подготовили специально для «Известий» аналитики Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР). Недавно в Верховной раде Украины призвали восстановить экспорт в Россию, без чего невозможно стимулировать экономику в эпоху пандемии коронавируса. По мнению экспертов, гипотетически в течение пяти лет Киев мог бы увеличить его в несколько раз. Однако есть отрасли, например производство продуктов питания, высокотехнологичных товаров и т.д., в которых соседнее государство уже не сможет восстановить свои позиции в России. В любом случае для начала нужно снять все политические барьеры, уверены в Совете Федерации.
Безвозвратные товары
О том, что украинская промышленность не сможет восстановиться до прежнего уровня без рынков России и стран СНГ, недавно заявила депутат Верховной рады от фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Наталия Королевская. Она раскритиковала план стимулирования экономики после коронавируса, который согласовало правительство Украины. По мнению депутата, это невозможно будет сделать за счет европейских рынков, где страна воспринимается как «сырьевой придаток». Восстановлению промышленности может способствовать только возвращение экспортных позиций на традиционных рынках, уверена она.
Многих удивит, что товарооборот между нашими странами вообще до сих пор существует. И хотя в прошлом году он составлял всего около 27% от уровня 2013-го (21% с пиковых значений 2011-го), поставки Украины в Россию достигли чуть более $3,2 млрд. Такие данные приводятся в докладе ЧБТР, работающего в обоих государствах (у него 11 стран-учредителей из причерноморского бассейна, в том числе Россия и Украина).
РФ сейчас занимает третье место в экспортном направлении Украины после Китая и Польши. Раньше это место было первым. Экспорт нашей страны на Украину в 2019-м оценивается почти в $7 млрд. При этом расчеты показывают, что сокращение поставок из РФ в соседнее государство было существенно меньше, чем потери украинского экспорта. По расчетам аналитиков ЧБТР, от нарушения экспортно-импортных цепочек обе страны недополучили $26 млрд в прошлом году. Причем от одной только недопоставки услуг соседи теряют более $3 млрд в год. Но есть ли шанс у наших государств вернуться к прежним торговым взаимоотношениям и стимулировать экономики за счет внешнего спроса? Как следует из доклада, часть отраслей безвозвратно утеряна для торговых отношений, но некоторые еще можно восстановить.
Как указывают аналитики ЧБТР, за годы политической напряженности значительно снизились объемы закупок Москвы у Киева черных металлов, котельного оборудования и машин.
«В результате программы импортозамещения сошел почти на нет интерес России к приобретению украинской продукции железнодорожного машиностроения и машинного оборудования. С 2014 года Россия полностью прекратила ввоз украинских овощей и фруктов, рыбы и рыбных консервов, молока и молочной продукции; существенно сократился импорт продуктов нефтепереработки», — отмечается в документе.
Больше половины в экспорте Киева на мировой рынок занимает продукция аграрного сектора — это не нужно ни России, ни Европе, где установлены жесткие квоты, поясняет руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский.
Безвозвратно утеряны на нашем рынке позиции украинских экспортеров высокотехнологичной продукции, например в авиа- и ракетостроении, а также в других областях, в том числе связанных с военно-техническим сотрудничеством. И, как отмечают аналитики, «эти позиции вряд ли могут быть восстановлены в связи с тем, что российские предприятия уже переключились на других, преимущественно отечественных поставщиков».
Леонид Вардомский считает, что об объеме товарооборота пиковых значений 2011 года, когда он подходил к планке в $50 млрд, говорить сейчас не приходится.
— Если будет какое-то восстановление, то не очень значительное, — полагает эксперт. — К примеру, Украина гипотетически могла бы увеличить экспорт в Россию в несколько раз в течение пяти лет — до примерно $15 млрд. Речь может идти о легкой промышленности, стройматериалах, продукции химпрома, металлургии.
Очевидно, что при благоприятных условиях соседнее государство может рассчитывать на восстановление туристических потоков из нашей страны.
И все же, несмотря на продолжающееся сокращение товарооборота, Россия и Украина остаются значимыми торговыми партнерами, сохраняющими потенциал для развития сотрудничества, считает президент ЧБТР Дмитрий Панкин.
— Рост взаимной торговли возможен в нынешних условиях между предприятиями частного сектора двух стран в традиционных областях, включая железнодорожное, металлургическое машиностроение, котлы и оборудование. Основной принцип: контракты не должны зависеть от политических решений или снятия ограничений. В этом контексте перспективы возобновления и роста торговли, например, сельхозпродукцией, представляются менее обнадеживающими, — уверен он.
Активнее всего Украина сейчас развивает металлургическую отрасль, тяжелую и угольную промышленность, газотранспортные системы. Также большое внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии.
Выгодно всем
Очевидно, что экономическое значение рынка РФ для Украины существенно выше, чем украинского для России: на пике в нашу страну направлялось около четверти экспорта соседнего государства, тогда как на Украину приходилось лишь 5% экспорта РФ, подчеркивается в докладе ЧБТР.
«У нас Украина покупает сырую нефть, черные металлы, удобрения, сельхозпродукцию, железную и марганцевую руду, каменный уголь и даже золу», — уточнили аналитики Института развития.
Директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александр Кнобель напоминает, что в I квартале этого года экспорт российских товаров на Украину снизился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составил менее $1 млрд. Тогда как экспорт украинских товаров в РФ сократился примерно на четверть и не дотянул даже до $900 млн.
— Конечно, взаимная торговля выгодна не только Киеву, но и Москве: чем больше торгуют страны, тем богаче они становятся. Но в данном случае относительные выгоды для соседнего государства выше, чем для нашей страны, которая является крупнейшим потребительским рынком в непосредственной географической близости. Так что мы всегда будем привлекательным экономическим партнером для соседей, вне зависимости от политических настроений, — полагает он.
Эксперты ЧБТР настаивают на том, что «создание и улучшение условий для расширения взаимной торговли позитивно повлияли бы на ускорение экономического развития обеих стран, особенно в период восстановления после резкого спада, вызванного пандемией». Более того, это реально на уровне бизнеса. Там, как известно, не оперируют негативными политическими терминами, а используют рациональное «выгодно — не выгодно».
Политический вопрос
Понятно, что говорить о полном восстановлении экспортно-импортных отношений в ближайшей перспективе смысла нет. Мешает политическая конфронтация, отмечается в докладе ЧБТР.
Пока Киев ставит условие о возвращении Крыма, развитие кооперации России и Украины в торговой сфере невозможно, заявил «Известиям» председатель международного комитета Совфеда Константин Косачев. По его словам, две соседние экономики должны быть по определению заинтересованы в том, чтобы развивать сотрудничество. Эта банальная констатация не требует доказательств, подчеркнул сенатор.
— Другое дело, что украинская сторона окружила ее огромным количеством условий, вплоть до возвращения или изменения статуса Крыма. Все эти условия делают нашу кооперацию невозможной, что бьет по украинским интересам в первую очередь, но также и по российским, — пояснил политик.
По его мнению, выход из этой ситуации исключительно в том, чтобы Киев поменял отношение и к происходящему в своей стране, и в плане сотрудничества с Россией.
— Если Украина поймет, что решение ее проблем находится внутри страны, а изменение статуса Крыма носит необратимый характер и не должно быть сюжетом в наших двусторонних отношениях, то многое изменится к лучшему, — подчеркнул Константин Косачев.
По его словам, когда Киев осознает реалии и свою долю ответственности за то, что произошло либо произойдет, ситуация в нашем торгово-экономическом сотрудничестве может поменяться. Но не раньше, уверен сенатор.
Известия. 11.06.2020