С какими вызовами столкнется ЕАЭС после пандемии?
Евгений Педанов
Станет ли Центральная Азия ареной для противостояния США и Китая? Какая из стран лучше адаптируется к новым условиям? Как будет развиваться евразийская интеграция? На эти вопросы попытались ответить участники конференции клуба «Валдай» и Казахстанского совета по международным отношениям «Россия и Казахстан: новый взгляд на многостороннее сотрудничество в Евразии».
Пандемия обострила отношения между Китаем и США: их диалог становится все более напряженным. Александр Ломанов, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, считает, что Китай в дальнейшем начнет объяснять свою роль в распространении пандемии, США усилят давление и возложат ответственность за пандемию на КНР. Центральная Азия может стать одной из арен для их противостояния. Андрей Быстрицкий, председатель клуба «Валдай», уверен, что, если Китай увеличит свое влияние в регионе и сосредоточится на отношениях с членами ЕАЭС, от этого выиграют и Россия, и Китай, и государства Центральной Азии. Последние, на его взгляд, надеются, что китайский проект «Пояс и путь» поможет преодолеть падение их экономик.
Что касается взаимоотношений в самом ЕАЭС, то можно по-прежнему наблюдать серьезные противоречия. Так, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал идею расширить полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и усилить наднациональное регулирование в рамках ЕАЭС, которые была внесена в стратегию евразийской интеграции с 2020 по 2025 годы. Киргизский лидер Сооронбай Жээнбеков, в свою очередь, заявил, что подобная мера могла бы помочь преодолеть барьеры внутри союза. Искандер Алыкбаев, исполнительный директор Казахстанского совета по международным отношениям, заметил, что подобные разногласия по поводу развития интеграции в ЕАЭС были и прежде. «Восприятие ЕАЭС может по-разному интерпретироваться среди участников. Для Казахстана это сугубо экономика. В России больше внимания уделяют политике», — подчеркнул казахский эксперт. Кроме того, эпидемия коронавируса показала, что многие проблемы государствам придется решать самостоятельно, поэтому в ближайшей перспективе вряд ли стоит ждать усиления наднациональных органов.
Искандер Алыкбаев обратил внимание, что у России и Казахстана также и разное восприятие угроз на евразийском пространстве, в частности, нет единого списка террористических организаций. По его мнению, этот вопрос должен обсуждаться в рамках ОДКБ. Евгений Винокуров, главный экономист Евразийского фонда стабилизации и развития, отмечает, что экономика Казахстана проходит кризис, связанный с пандемией, лучше, чем Россия. «Возможно, скоро доход на душу населения в Казахстане превзойдет аналогичный показатель в России», — прогнозирует специалист. Что объединяет Россию и Казахстан, так это кризис на рынке энергоресурсов. Экономики обеих нефтедобывающих стран очень сильно зависят от нефтяных цен и могут сильно пострадать в результате происходящих изменений. «Рынки будут меняться, и главный вопрос: как долго и насколько эффективно будет действовать нынешняя картельная система ценообразования?», — подчеркивает директор по научной работе клуба «Валдай» Федор Лукьянов. При этом он уверен, что переориентировать сырьевые экономики России и Казахстана в скором будущем не удастся. В пример он привел более развитые страны, такие как Австралия, Канада и Норвегия, где это в полной мере до сих пор не произошло.
Международная жизнь. 04.06.2020