МВФ определяет развитие Украины

Сергей Жильцов, доктор политических наук


В июне текущего года совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) утвердил новую программу для Украины в размере 5 млрд долл. При этом первый транш в размере 2,1 млрд долл. практически сразу был выделен Киеву. В заявлении фонда помимо стандартных формулировок о необходимости поддержать платежный баланс и оказать бюджетную поддержку Украине, а также способствовать достижению экономического роста прибавилась фраза о поддержке страны в решении проблем, связанных с коронавирусом.

В обосновании выделения новых средств Украине сложно увидеть новые аргументы. Несмотря на наличие серьезных проблем, МВФ отметил успехи в стабилизации экономики в последние пять лет, прежде всего усилия властей в достижения устойчивого роста. Хотя экономические показатели и уровень жизни говорят об обратном.

Новое соглашение заменило прежнюю программу на 3,9 млрд долл., подписанную в декабре 2018 года. Еще раньше, в 2015 году, была подписана программа на 17,2 млрд долл., из которых Киев получил лишь 8,7 млрд. За 25 лет с момента начала сотрудничества Киева с МВФ украинская сторона получила в сумме 34 млрд долл., хотя речь шла о выделении значительно больших средств. С одной стороны, выделяемые средства позволили стране с минимальными потерями преодолеть трудные периоды, связанные с падением экономики и кризисами. С другой стороны, это показало, что страна не способна развиваться без внешней экономической помощи. Более того, предоставляемые МВФ средства позволяли диктовать Украине направления экономической политики. В среднем получалось, что МВФ выделял 1,36 млрд долл. в год, что рассматривалось Западом в качестве приемлемой цены, которая позволяла диктовать экономические условия и выдвигать попутно политические требования.

Активная политика МВФ в Украине, готовность предоставлять средства были вызваны углублением экономических проблем, с которыми страна столкнулась в начале 1990-х годов. Кроме того, деятельность МВФ определяется интересами крупнейших международных банков и корпораций, а также геополитическими задачами западных стран. По этой причине деятельность МВФ никогда не ограничивалась предоставлением кредитов. Советы и рекомендации МВФ были направлены на корректировку экономической политики Украины. Типичными требованиями МВФ выступают повышение внутренних цен для населения за услуги, уменьшение государственного регулирования экономики, завышение курса национальной валюты, что облегчает импортную экспансию и уничтожение национального производства. В конечном итоге это негативно отразилось на развитии украинского государства, кардинально снизив жизненный уровень населения.

При этом средства МВФ идут на пополнение золотовалютных резервов и в государственный бюджет. Соответственно заявления представителей украинской власти о положительном влиянии средств МВФ на развитие промышленности не соответствуют действительности.

Подписанию новой программы с МВФ, которую активно поддерживал президент Владимир Зеленский, предшествовало принятие двух законов. Это касалось закона, который отменил мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, и закона, которым запрещено возвращать национализированные банки их владельцам. Законы были приняты весной этого года. Принятие этих документов являлось жестким требованием МВФ, который отказывался выделять новые средства. После принятия двух законов Киев получил поддержку со стороны международной финансовой организации, которая приняла положительное решение.

Однако уже для получения второго транша Украина должна будет вновь предпринять шаги, которые в очередной раз приведут к повышению тарифов на газ для населения и на коммунальные услуги. Соответствующие меры должны будут сопровождаться усилением борьбы с должниками, которых с каждым годом становится все больше. Помимо этого от Киева требуют активно работать с проблемными банками.

При этом Киев получает средства не только от МВФ. Суммарная поддержка от ЕС с 2014 года в виде макрофинансовой помощи достигла 3,8 млрд евро. Помимо этих средств Киев рассчитывает получить до конца текущего года до 1 млрд долл. от Всемирного банка. В результате Украина намерена решать свои проблемы за счет внешних источников.

Внешнее управление со стороны МВФ, который диктует, какими должны быть цены на газ для населения, пенсионный возраст, налоговая система и в целом экономическая политика позволят Украине преодолеть проблемы текущего года, не допустить дефолта. При этом, несмотря на значительную поддержку, МВФ ухудшил прогноз в отношении Украины. В новом прогнозе, подготовленном МВФ, говорится, что ВВП Украины в 2020 году может сократиться до 8,2%.

Однако уже в ближайшее время Украина будет вынуждена вновь корректировать свою экономическую политику, которая находится под жестким прессингом западного капитала. Этому способствуют долговая зависимость, экономическая слабость и доминирование на политическом поле националистических сил, которые устраивают своей антироссийской риторикой.

В политическом плане МВФ выступает в качестве мощного и эффективного инструмента удержания Киева в орбите интересов Запада. С помощью кредитов и финансовой помощи Киев ограждают от каких-либо шагов, направленных на восстановление политического диалога с Россией, развитие торгово-экономического взаимодействия. Однако такая политика противоречит интересам Украины, которая попала в зависимость от США и ЕС. Это лишний раз подтверждает слабость украинской власти, ее неспособность самостоятельно решить внутренние и внешние проблемы.

НГ-Дипкурьер. 14.06.2020

Читайте также: