Лукашенко заставляет российские банки нервничать
Антон Ходасевич
Нацбанк Белоруссии сообщил о назначении временной администрации по управлению Белгазпромбанком. Эксперты говорят о нарушении прав его главных акционеров – «Газпрома» и Газпромбанка. В тревожном ожидании и другие российские банки.
«В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов открытого акционерного общества «Белгазпромбанк», недопущения ухудшения его финансового состояния… принято решение о введении с 15 июня 2020 года в ОАО «Белгазпромбанк» временной администрации по управлению банком», – сообщил 15 июня Нацбанк Белоруссии. Руководителем временной администрации назначена экс-глава Нацбанка Белоруссии (в 2011–2014 годах), землячка Александра Лукашенко, уже шесть лет находившаяся на заслуженном отдыхе Надежда Ермакова.
Из сообщения следует, что «указанная мера» принята в рамках надзорного реагирования со стороны Нацбанка. Однако из официальной информации непонятно, за что именно наказывают Белгазпромбанк. В сообщении упоминаются статьи 94, 97, 134 и 134 (1). Две первые из них касаются лицензионных требований и условий приостановления действия лицензии, еще две – форм надзорного реагирования Нацбанка.
Как следует из статьи 134 (1), назначать временную администрацию Нацбанк может только в соответствии с законодательством о банкротстве, однако до того, как в него пришли сотрудники департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля (КГК), банк был не просто прибыльным, а в пятерке лучших. По размеру активов и капитала на начало года он располагался на третьем месте – после государственных Беларусбанка и Белагропромбанка. По прибыли за 2019 год – на четвертом месте после Беларусбанка, Приорбанка и БПС-Сбербанка. Его прибыль за прошлый год составила 96,6 млн белорусских рублей, что эквивалентно почти 3 млрд российских рублей.
Уточнение, которое дали на этот счет журналистам в Нацбанке, ясности не добавило. «Речь идет о несоблюдении лицензионного требования в части наличия в банке систем управления рисками и внутреннего контроля, соответствующих требованиям, установленным Национальным банком», – сказали в пресс-службе. Законодательство Белоруссии предусматривает длительную процедуру решения возникших у банка проблем, которая включает в себя сначала выяснение отношений с акционерами. Нормы, которая бы позволяла в одностороннем порядке, даже без информирования собственников менять руководство и вводить внешнее управление, в банковском законодательстве Белоруссии нет.
По мнению экспертов, такие нечеткие и расплывчатые формулировки претензий к Белгазпромбанку и действия, которые находятся за пределами законодательства, свидетельствуют о политическом и заказном характере происходящего. Заказчик этот – президент Александр Лукашенко. У мало-мальски сведущих людей все обвинения в адрес банка вызывают лишь недоумение. Например, КГК Белоруссии назвал статьи, по которым возбуждены уголовные дела (уклонение от уплаты налогов и легализация средств, добытых преступным путем), в эфире местных госканалов были показаны пачки денежных банкнот и ценных бумаг, горы золотых монет, однако их присутствие в банке не вызывает вопросов даже у обывателей.
Как не вызывает удивления и наличие у банка коллекции картин. В воскресном эфире местного госканала сообщалось о том, что к делу приобщена коллекция из 150 картин общей стоимостью 20 млн долл. Якобы ее кто-то тайно хотел вывезти за рубеж. Однако и эта информация рассчитана на совсем уж неграмотных граждан, поскольку свою коллекцию картин банк начал собирать еще в 2011 году. Руководство банка заявляло, что цель этого проекта – вернуть на родину произведения представителей парижской школы – уроженцев Белоруссии. Покупка каждой новой картины сопровождалась большим количеством информационных сообщений, картины экспонировались в арт-галерее Дворца искусств. После обысков и арестов галерея была закрыта: объявление на двери гласит, что причины этому – технические.
Экономические эксперты говорят о том, что произошедшее уже нанесло непоправимый вред инвестиционному климату Белоруссии. В понедельник еще один белорусский банк с российским капиталом – БПС-Сбербанк сообщил о проведении внеочередного собрания акционеров. Как следует из повестки дня, он намерен поменять состав наблюдательного совета, который возглавляет еще один экс-глава Нацбанка Белоруссии, «отец» всех белорусских девальваций Петр Прокопович.
Эксперты называют несколько причин, которые могли подвигнуть Александра Лукашенко к таким действиям. Первая, о которой на прошлой неделе говорил претендент на пост президента Белоруссии и экс-глава Нацбанка Виктор Бабарико, – это давление на него, на его окружение, бывших коллег и друзей. Пока ни сам бывший банкир, ни эксперты не могут понять, позволит ли Александр Лукашенко остаться на свободе Виктору Бабарико и попасть в избирательный бюллетень. Политолог Юрий Дракохруст, например, считает, что сам действующий президент и его окружение еще не определились с этим вопросом: велик риск навлечь гнев Запада, от которого Минск ждет кредитов.
Кроме того, эксперты называют вторую возможную причину такой откровенной атаки на российский банк. «А может, как раз на то и расчет, чтобы, дополнительно обострив отношения с Москвой, красивее позиционироваться в этой избирательной кампании в качестве защитника не своего кресла, а независимости страны?» – задается вопросом политический обозреватель Александр Класковский. Не исключено, что в этой стратегии Виктор Бабарико будет представлен как «ставленник Кремля».
Местная общественность с нетерпением ждет реакции России, которая совершенно неожиданным образом оказалась втянута в белорусские выборы.
Независимая газета. 15.06.2020