Как инициативы Казахстана в ЕАЭС способствуют выходу из кризиса
Ботагоз Сейдахметова
В Концепции внешней политики правительства Казахстана на 2020-2030 годы, одной из приоритетов в области региональной и многосторонней дипломатии, остается взаимодействие с государствами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В частности, оптимизация подходов к ведению переговорного процесса в рамках ЕАЭС в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана.
Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Профессор кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ имени аль-Фараби, директор Центра евразийских исследований Галия Мовкебаева говорит, что государства-члены ЕАЭС уже много лет тесно сотрудничают в сфере добычи, транспортировки, переработки и торговли энергоресурсами.
По мнению профессора, в долгосрочной перспективе энергетическая отрасль может стать основой промышленной кооперации стран ЕАЭС.
Статистика по странам-членам ЕАЭС
По совокупности показателей ЕАЭС — второе по масштабам объединение в мире после ЕС, представляющее собой ёмкий и растущий рынок.
На долю стран-членов ЕАЭС приходится:
— 1/5 мировых запасов природного газа и более 50% мирового экспорта;
— более 1/5 мировых запасов угля и 4,9% мировой добычи;
— 8% мировых запасов нефти, 14,2% мировой добычи и 18% мирового экспорта;
— 5,1% мирового производства электроэнергии.
Основная часть запасов минерального сырья и ископаемого топлива сосредоточена в России.
Казахстан находится на втором месте после России по запасам природных ресурсов.
В Беларуси разведаны незначительные запасы нефти и газа.
В то же время доказанных запасов углеводородов в Армении и Кыргызстане практически нет.
В 2019 году добыча нефти в ЕАЭС составила порядка 560 млн тонн, газа – 737 млрд куб. метров, угля – 437 млн тонн, выработка электроэнергии – на уровне 1,102 трлн кВт. ч.
ТЭК как потенциал для интеграции
Важную роль в экономике государств ЕАЭС играет Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Доля ТЭК в ВВП стран ЕАЭС составляет 17%, в промышленном производстве – около 33%.
Эксперт считает, что этот потенциал является основой для развития интеграционных процессов, поэтому экономическая интеграция в ЕАЭС началась именно с энергетического сектора.
Россия является бесспорным лидером по запасам, добыче, потреблению и экспорту природного газа среди стран ЕАЭС, обеспечивая 95% производства и экспортных поставок.
Объем двусторонней торговли газом между государствами-членами ЕАЭС в 2019 году составил 33,5 млрд м3.
Взаимная торговля газом в ЕАЭС развивается в двустороннем формате. Россия экспортер собственного газа в такие страны, как Армения, Беларусь, Казахстан, а также импортер газа центральноазиатского происхождения.
При этом зависимость стран ЕАЭС от поставок природного газа из России неодинакова. Беларусь в основном зависит от российского газа. Наша страна менее зависима от российского газа. Это связано в основном с наличием собственных возможностей добычи природного газа в Казахстане, куда российский газ поставляется исключительно из-за технических характеристик газотранспортной системы, обеспечивающей южные регионы.
Помимо российского газа, Армения импортирует газ из Ирана, а Кыргызстан — из Узбекистана (в южной части), Казахстана (в северной части) и России.
Другой особенностью газовой отрасли в ЕАЭС является ярко выраженная ориентация экспорта газа на внешние рынки, так как объем его добычи значительно превышает его потребление.
Это приводит к высокой зависимости стран-производителей газа – России и Казахстана — от экспорта в третьи страны
Возобновляемые источники энергии
Страны ЕАЭС рассматривают возможность расширения использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в своих национальных энергетических балансах.
Эксперт говорит, что в настоящее время страны ЕАЭС должны в основном покрывать свои энергетические потребности за счет традиционных источников энергии.
— Но ситуация меняется. Вместе с этим меняются технологии и экономика процессов производства энергии. Фактически процесс наращивания мощностей по производству возобновляемой энергии идет во всех странах ЕАЭС.
Доля в энергетическом балансе возобновляемых источников энергии:
— в Армении в 2018 году составила 32,5%,
— в Беларуси – 4%,
— в Казахстане – 8,5%,
— в Кыргызстане — 6,1%,
— в России – 19%, включая крупные гидроэлектростанции.
Возобновляемые источники энергии и гидроэлектростанции составляют около одной трети энергетического баланса, еще 32,5% для атомных электростанций и тепловых электростанций (ТЭС), то есть около трети для каждого источника выработки электроэнергии.
Практически в то же время все страны ЕАЭС планируют увеличить потенциал возобновляемых источников энергии для производства электроэнергии.
В Казахстане ВИЭ позиционируется как один из векторов развития энергетического комплекса. Разработана концепция перехода к зеленой экономике, ключевой целью которой было увеличение доли альтернативных источников энергии до 10% к 2030 году и до 50% к 2050 году.
Эксперт считает, что несмотря на трудности, тенденция к увеличению использования возобновляемых источников энергии в странах ЕАЭС является положительной и основана на государственных, частных и иностранных инвестициях из ряда международных проектов.
Однако для того, чтобы создать более прозрачный и устойчивый рынок возобновляемой энергии в странах ЕАЭС, целесообразно реформировать ценовые субсидии, чтобы цены на заготовленные топливно-энергетические ресурсы и произведенная энергия полностью покрывали затраты производителей и обеспечивали уровень рентабельности.
Общий энергорынок
Галия Мовкебаева отмечает, что исследование экономической взаимозависимости стран ЕАЭС показывает: степень интеграции экономик имеет значительный потенциал для дальнейшего динамичного развития.
Сегодня на долю взаимной торговли стран ЕАЭС приходится лишь 16% экспорта газа, 6% — нефти, 1,6% — нефтепродуктов, а также 37% электроэнергии, что полностью не удовлетворяет потребностям Союза.
В то же время только на долю России приходится более 90% торговли энергоносителями.
— Создание общего энергетического рынка стран ЕАЭС к 2025 году должно ускорить развитие взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере, содействовать развитию двусторонних отношений, углублению экономических связей между странами ЕАЭС, а также в целом способствовать укреплению позиций этого интеграционного объединения на внешних рынках.
Единый рынок энергоресурсов
Развивая энергетическую интеграцию, Евразийский экономический союз стремится сформировать единый рынок энергоресурсов и найти более релевантные способы торговли энергоносителями, отмечает эксперт. И добавляет, что пока еще ЕАЭС не имеет возможности самостоятельно использовать весь его энергетический потенциал.
— Даже проект по созданию общего энергетического рынка не рассматривается как шаг к энергетической стабильности в силу того, что государства-члены ЕАЭС сталкиваются с некоторыми рисками как по отдельности, так и в совокупности. Среди особых вызовов эксперт отметила неконкурентоспособность, высокую зависимость от энергетического сектора и импорта.
— Сегодня нефтегазовый комплекс Казахстана не в полной мере удовлетворяет энергетические потребности страны, что делает необходимым импорт энергоресурсов из России и других стран. Еще одной проблемой для стран ЕАЭС является нисходящая тенденция на мировых энергетических рынках, вызванная падением цен на нефть. Общеизвестно, что бюджет России и Казахстана – основных экспортеров нефти в ЕАЭС – напрямую зависит от мировых цен на нефть.
ОПЕК+: крах переговоров в марте 2020 года
Сегодня нефтяной рынок столкнулся с проблемами, которые не испытывал со времен глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. Галия Мовкебаева говорит о том, что эти проблемы вызваны крахом переговоров в Вене 6 марта 2020 года между группой нефтедобывающих стран ОПЕК и ее 10 партнерами, не входящими в ОПЕК.
— С самого начала встреча ОПЕК+ была объявлена как шаг к стабилизации рынка сырой нефти, которому нанесла значительный ущерб пандемия, вызванная вспышкой COVID-19 в Китае.
Китай импортирует в среднем 14 млн баррелей в день сырой нефти.
Столкнувшись с беспрецедентным падением спроса на нефть, возглавляемая Саудовской Аравией ОПЕК предложила увеличить сокращение нефтедобычи еще на 1,5 млн баррелей в сутки до конца 2020 года.
Однако Россия, крупнейшая из 10 стран-производителей, не входящих в ОПЕК, подписавших соглашение ОПЕК+, отвергла этот шаг, инициированный министром нефти Саудовской Аравии Абдулазизом бен Салманом.
Вместо этого министр нефти России Александр Новак заявил, что участвующие компании и страны могут наращивать простаивающие мощности с 1 апреля 2020 года. То есть через день после истечения срока действия первоначальной сделки.
Такое резкое падение мировых цен на нефть, провал первого раунда переговоров ОПЕК+ по сокращению добычи нефти и сокращение валютной выручки от экспорта усиливают необходимость формирования энергетической интеграции, обеспечения энергетической безопасности и развития взаимодополняемости в энергетическом секторе ЕАЭС, говорит эксперт.
Нарастающие риски энергетической безопасности должны убедить страны-участницы ЕАЭС пересмотреть свои торговые энергетические отношения в рамках Союза.
Энергетическая безопасность
Общий подход к энергетической безопасности Евразии заключается в следующем:
— продолжение энергетического диалога;
— достижение приемлемого уровня баланса интересов как потребителями, так и производителями;
— диверсификация источников поставок и маршрутов транспортировки;
— создание совместных нефтехимических предприятий, особенно на приграничных территориях.
Эксперт добавляет, что развитие энергетического сотрудничества в рамках интеграционного сценария позволило бы начать реализацию новых перспективных направлений развития энергетики. В частности, осуществление проектов в области энергосберегающих технологий и возобновляемых видов энергии.
Таким образом, стратегическими задачами энергетической интеграции ЕАЭС являются:
— принятие единых принципов и стандартов регулирования в сфере энергетики;
— координация и объединение усилий национальных нефтегазовых компаний ЕАЭС;
— выработка совместной ценовой и сбытовой политики в условиях волатильности цен на энергоресурсы;
— завершение создания общего энергетического и нефтегазового рынка, что повлечет за собой укрепление энергетической безопасности стран ЕАЭС и успешной конкуренции с нефтегазовыми компаниями ЕС, США, Китая и др.;
— обеспечение трансферта энергетических технологий; развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ); формирование общего банка данных по новым энергетическим технологиям; сотрудничество государств-участников ЕАЭС в развитии инфраструктуры (энергетической, транспортной, финансовой, информационной и пр.);
— проведение совместных геологоразведочных и научно-исследовательских работ в контексте формирования прогнозных балансов газа, нефти и нефтепродуктов.
365info.kz. 31.05.2020