К кому перейдет эстафетная палочка косовского урегулирования

Олег Бондаренко, основатель проекта www.balkanist.ru, директор Фонда прогрессивной политики


Возвращение международных контактов в сфере внешней политики России в прежнем режиме начнется уже 18 июня с визита министра иностранных дел Сергея Лаврова в Белград. Этот визит, перенесенный с марта из-за пандемии коронавируса, можно считать подготовительным накануне запланированной встречи президентов России и Сербии 23 июня в Москве. Но примечателен министерский визит другим – он носит предвыборный характер, так как 21 июня в Сербии состоятся парламентские выборы, перенесенные с 26 апреля.

Отношения между Москвой и Белградом последних лет развиваются успешно. Их не смогли омрачить ни «шпионский скандал» прошлого года, явно подготовленный с участием западных спецслужб, когда появилось видео годичной давности со встречи в Белграде бывшего советника посольства РФ с местными военными и передача им некоего пакета, ни активная борьба со своим президентом сербских оппозиционеров в российском медиапространстве, длящаяся более года, ни попытки вбить клин между Москвой и Белградом по вопросу урегулирования косовской проблемы. На последнем остановимся подробнее.

На днях стало известно, что 27 июня, накануне значимого и трагичного для истории сербов дня Видовдан, в Вашингтоне состоятся консультации сербского президента Александара Вучича с лидером самопровозглашенного Косово Хашимом Тачи. Посвящены они будут очередной попытке сторон договориться – поскольку без мира между сербами и албанцами Балканы еще долго будут оставаться наиболее взрывоопасным регионом Центральной Европы, а президент США Дональд Трамп не может похвастаться особыми внешнеполитическими успехами. Речь идет о прекращении взаимного противостояния Белграда и Приштины и попытке договориться об обмене территорий с перспективой признания новых административных границ. Обсуждаемый размен может касаться передачи Белграду населенного сербами севера Косово с частью Косовской Митровицы в обмен на два албанских района Южной Сербии – Прешево и Буяновац. То есть фиксацию нынешних сербско-албанских этнических границ.

Несмотря на то что Вучич прямо сказал: никакого признания независимости Косово Сербией в Вашингтоне обсуждаться не будет, его соперники, апеллируя к Москве, уже успели обвинить в обратном. При этом была совершенно упущена из виду позиция России. Тем временем, по сообщению пресс-службы Кремля, «в ходе подробного обмена мнениями по проблематике косовского урегулирования Владимир Путин высказался в пользу выработки приемлемого для Белграда компромиссного решения, которое должно быть утверждено Советом Безопасности ООН». То есть речь идет ни много ни мало о новой резолюции Совбеза ООН по Косово взамен давно не работающей резолюции 1244, лежащей в основе нынешней позиции Москвы, Пекина и Белграда. В этом смысле крайне важна позиция России, которая, помимо того что постоянный член СБ ООН, выступала всегда надежным адвокатом Сербии и не может оставаться в стороне от выработки решения по столь прецедентному для мировой политики вопросу, как Косово, – в конце концов и независимость Абхазии с Южной Осетией, и возвращение Крыма произошли во многом именно вследствие косовского прецедента.

Возможность урегулирования конфликта в Косово обсуждалась как минимум с 2008 года – сразу после одностороннего провозглашения независимости бывшей автономии Южной Сербии 17 февраля. В 2012 году в Брюсселе были подписаны так называемые брюссельские соглашения, по которым Белград вынужден был постепенно уступать Приштине часть государственных функций на севере Косово. Приштина, в свою очередь, должна была создать Сообщество сербских муниципалитетов, но процесс этот так и не был доведен до конца.

С 2018 года начался новый виток обострения. После демонстративного силового визита лидера косоваров в окружении спецназа на сербское водохранилище Газивода на границе Косово с Центральной Сербией, ареста и выдворения с территории Косово спецпредставителя Вучича Марко Джурича, создания вопреки резолюции 1244 Приштиной собственной армии и введения 100-процентных пошлин на все товары из Сербии и Республики Сербской диалог фактически был прекращен. Последняя по счету попытка помирить Белград и Приштину принадлежала канцлеру ФРГ Ангеле Меркель на саммите по Балканам в Берлине 29 апреля 2019 года. Но тогда договориться не получилось в первую очередь в силу различных позиций Берлина и Парижа на перспективу изменения административных границ на Балканах. И вот теперь эстафетная палочка косовского урегулирования перешла в руки Вашингтона, который очень активно стал пытаться ее решать с помощью спецпредставителя Трампа Ричарда Гренелла.

Очень важно, чтобы она там не осталась, а была вовремя подхвачена Москвой. Для этого сейчас есть все предпосылки.

Очевидно, косовская тема будет одной из главных как в рамках визита Сергея Лаврова в Белград, так и на встрече Владимира Путина с Александаром Вучичем в Москве спустя пять дней.

Что касается избирательной кампании и результатов выборов, то сомневаться не приходится: безусловным лидером симпатий большинства сербов остается действующий президент. Рейтинг его Сербской прогрессивной партии составляет около 58%, а ближайший преследователь – Социалистическая партия Сербии министра иностранных дел Ивицы Дачича с 12,5% – входит в правительственную коалицию с ней. Ближайшая оппозиционная политическая сила едва набирает 5%, в то время как часть противников Вучича из числа бывших во власти до него чиновников, прославившихся своими уличными протестами последних полутора лет, решила выборы бойкотировать. Что вызвало внутренний раскол даже в оппозиционном лагере. Это чем-то напоминает ситуацию в стане противников путинских поправок к Конституции.

Таким образом, в новую Скупщину (парламент) Сербии помимо партий президента и министра иностранных дел проходят Сербская Радикальная партия идеолога современного сербского национализма Воислава Шешеля, Сербский патриотический союз, «Движение свободных граждан» актера Сергея Трифуновича и, возможно, бывшая Демократическая партия Сербии экс-премьера Воислава Коштуницы, символично переименованная в «Метлу-2020». Правда, она-то как раз может и не попасть.

Символизм у сербов во всем.

Независимая газета. 17.06.2020

Читайте также: