Белорусский оппозиционер идет на выборы через СИЗО
Кирилл Кривошеев
В Белоруссии взят под стражу претендент на пост президента республики, экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико. Как рассказали в Комитете государственного контроля (КГК), по уголовным делам, касающимся незаконной деятельности руководства банка, задержано около 20 человек и практически все они дают признательные показания в отношении Виктора Бабарико «как организатора преступной схемы». Задержание политика произошло в тот же день, когда стало известно, что он собрал и подал в ЦИК более 100 тыс. подписей, необходимых для участия в августовских президентских выборах. По состоянию на четверг, то же самое удалось сделать лишь еще одному кандидату — действующему главе государства Александру Лукашенко.
В четверг утром претендент на пост президента Белоруссии Виктор Бабарико и его сын Эдуард поехали в ЦИК сдавать очередную порцию подписей, собранных инициативной группой. Сразу после этого мужчины пропали: они, по словам сотрудников избирательного штаба Бабарико-старшего, перестали выходить на связь.
Накануне вечером избирательный счет Виктора Бабарико, на котором лежали около $42 тыс., оказался заблокирован.
Еще раньше на прежнем месте работы господина Бабарико прошли обыски, а президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что правоохранительные органы «взяли Белгазпромбанк в отработку» еще в 2016 году. Поэтому сотрудники избирательного штаба сразу предположили, что политик и его сын могут быть в штаб-квартире Комитета государственного контроля (КГК) — органа, который занимается расследованием финансовых преступлений. Правда, на звонки в комитете не отвечали, а адвокатов, которые приехали к зданию, отказались пускать внутрь.
В итоге предположение оказалось верным. «Бабарико задержан в связи с тем, что являлся непосредственным организатором и руководителем противоправной деятельности, пытался воздействовать на показания свидетелей, предпринимал попытки сокрытия следов совершенных преступлений и буквально на днях снять крупную сумму денег с подконтрольных ему счетов,— заявил ближе к вечеру председатель КГК Иван Тертель.— В настоящее время ведется работа по ряду направлений, в том числе в отношении махинаций с векселями на сумму более $60 млн. В результате на зарубежные счета в подконтрольные структуры членами преступной группы выведены крупные суммы валюты. Кроме того, нами установлены отмывочные схемы, по которым осуществлялся вывод в иностранные банки больших сумм валюты».
Выступая, господин Тертель развил тезис Александра Лукашенко о вмешательстве «российских олигархов» в белорусские выборы.
«Представляется, что Бабарико пытается поиграть в благородство. Мы в свою очередь знаем, что кукловоды, стоящие за его деятельностью, опасаются, что наши действия приведут к получению данных и подтверждению их причастности к этой противоправной деятельности. Такими лицами являются, мы знаем, большие начальники в "Газпроме", а может быть, и выше»,— сказал он. Как позднее сообщил телеканал «Беларусь 1», за помощью в расследовании дела Белгазпромбанка белорусы обратились к США — мировому лидеру по борьбе с отмыванием денег.
Между тем к подписям в поддержку господина Бабарико у властей Белоруссии претензий нет. Когда местонахождение претендента на пост президента еще не было известно, глава ЦИКа Лидия Ермошина заявила: подписные листы уже начали сдавать представители семи из 13 инициативных групп в поддержку претендентов.
При этом нужное число подписей — свыше 100 тыс.— в четверг было только у Александра Лукашенко и Виктора Бабарико (354 тыс. и около 150 тыс. соответственно).
Третье и четвертое место, по словам госпожи Ермошиной, делили между собой Валерий Цепкало и Светлана Тихановская (примерно по 43 тыс. подписей). Однако с учетом того, что подписи подаются порциями, шанс пройти у них достаточно велик: по данных штабов двух кандидатов, по 100 тыс. подписей они уже собрали. Прием документов завершается в пятницу, и уже на выходных будут известны результаты.
Муж госпожи Тихановской — популярный в стране блогер Сергей Тихановский — ранее планировал сам выдвигаться на выборах, но ЦИК не зарегистрировал его инициативную группу. Затем блогер был задержан, и теперь ему грозит до трех лет тюрьмы за «организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок».
Между тем, как уточняют в ЦИКе, сам факт задержания не является препятствием для Виктора Бабарико, чья инициативная группа была в свое время зарегистрирована и с тех пор успешно работала над сбором подписей. «При этом в Центризбирком должны поступить подписанные им (Виктором Бабарико.— “Ъ”) документы на регистрацию — заявление, декларация о доходах и имуществе, анкета. Также должна быть представлена заверенная доверенность на подачу документов»,— пояснила Лидия Ермошина.
Напомним, выступая 12 июня в Полоцке, президент Лукашенко назвал Виктора Бабарико негодяем, но пожелал ему все равно попасть на выборы.
«Чтобы он пришел и рассказал, откуда собственность на Кипре, как при такой лукашенковской диктатуре он создал эту собственность, как он взятки давал, делил деньги, почему иностранный банк этим занимался. Это все надо рассказать белорусам. И они пускай потом определятся. Но узником совести мы его не сделаем»,— пояснил свою идею президент Белоруссии.
Как сказал “Ъ” белорусский политический аналитик Артем Шрайбман, заявление Лидии Ермошиной можно расценивать лишь как констатацию правовой действительности. «Люди, находящиеся в СИЗО, лишены права голосовать, но не лишены права избираться. Чтобы лишить человека пассивного избирательного права, должен пройти суд, а завершить его к дню выборов, 9 августа, вряд ли удастся,— пояснил эксперт.— Однако точно сказать, зарегистрируют Виктора Бабарико или нет, пока нельзя — если Лукашенко передумает, повод отказать найдут».
Между тем, по словам господина Шрайбмана, решение по поводу судьбы Виктора Бабарико может оказать большое влияние на ход выборов. «Он собрал рекордное в истории страны число подписей среди альтернативных кандидатов, что уверенно делает его главным оппонентом Лукашенко,— сказал эксперт.— Если его допустят, это подстегнет очень многих и изменит всю кампанию. А вот если нет — наоборот, побудит многих к бойкоту, что сыграет на руку властям».
Коммерсантъ. 18.06.2020