Токио уже не надеется на мирный договор с Москвой
Геннадий Петров
В доклад «Синяя книга по дипломатии», который ежегодно представляет японский МИД, включена формулировка о принадлежности Японии ряда островов Курильской гряды. Она присутствовала в аналогичном документе 2018 года. А в прошлогодний доклад эту формулировку решили не включать в надежде, что удастся заключить мирный договор с Россией. Теперь надежда, как видно, исчезла.
«Синяя книга по дипломатии» представлена кабмину главой МИД Японии Тосимицу Мотэги. По сравнению с прошлыми такого рода документами этот содержит новшества, свидетельствующие о перемене политики Токио в отношении соседей. Для РФ примечательно то, что в «Синей книге» содержится четкая формулировка: часть Курил (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи) – неотъемлемая часть Японии.
«Северные территории – это острова, на которые распространяется суверенитет нашей страны», – говорится в документе. В прошлогодней «Синей книге» формулировки были куда более обтекаемые. Там, в частности, отмечалось, что «наибольшую озабоченность» в российско-японских отношениях вызывает проблема «северных территорий», и говорилось о том, что будут продолжены переговоры о «заключении мирного договора путем решения территориального вопроса».
Отношения двух стран-соседей давно омрачает юридическая неопределенность, оставшаяся со времен Второй мировой войны. Состояние боевых действий между Японией и СССР было прекращено декларацией 1956 года. Страны восстановили дипломатические и консульские отношения. Но мирный договор так и не был подписан – из-за Южных Курил, или «северных территорий» в японской терминологии.
Острота проблемы в современной Японии заметно снизилась. Возвращения Южных Курил под японский суверенитет в стране активно требуют разве что националистические организации. Тем не менее о «северных территориях» в стране время от времени вспоминают.
Надежда на решение «территориального вопроса» в свою пользу в Японии неожиданно появилась после ухудшения отношений Запада и России в результате событий 2014 года в Украине. Официальный Токио занял достаточно сдержанную позицию в отношении Москвы. Санкционные меры Японии оказались куда мягче тех, что ввели против России США и страны ЕС. Правительство премьер-министра Синдзо Абэ, видимо, рассчитывало, что Москва это оценит. Глава японского правительства давал понять, что теперь-то уступки по территориальному вопросу от России возможны. Абэ чуть ли не активнее других западных лидеров встречался с российским президентом, а в ноябре 2018 года сделал сенсационное заявление: «Мы с Путиным подтвердили, что не передадим следующему поколению вопрос, который оставался нерешенным более 70 лет спустя после войны». Абэ даже поклялся сделать все, чтобы заключить мирный договор с Россией.
В январе 2019 года, по данным японских СМИ, Москве предлагалось то, что в Токио, видимо, считали компромиссным вариантом: заключение мирного договора с условием возвращения в той или иной форме двух из спорных географических объектов – Шикотана и островов Хабомаи.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов в беседе с «НГ» отметил, что японское предложение не означало того, что страна отказывается от своих претензий на Кунашир и Итуруп. Просто передача после заключения мирного договора Шикотана и Хабомаи предусматривалась Декларацией 1956 года. «Абэ всего лишь хотел не ставить Россию в сложное положение, говоря о передаче сразу всех Южных Курил. При этом в Японии его нещадно критиковали, в том числе в Либерально-демократической партии, председателем которой он является, за его намерение положить в основу переговоров с Россией именно Декларацию 1956 года», – напомнил Кистанов. На этом фоне в «Синюю книгу» и были внесены обтекаемые формулировки, оставлявшие простор для различных толкований.
Точку в разговорах о возможном компромиссе по Курилам поставил Владимир Путин, однозначно заявивший, что ценой мирного договора с Японией не должны стать территориальные уступки. Как выразился российский лидер в июне 2019 года, у России «нет планов» спускать свой флаг на Курильских островах. Позиция РФ в настоящее время однозначна: для заключения мирного договора Япония должна признать итоги Второй мировой войны. В трактовке России – признать суверенитет Москвы над всеми Курилами. Это для японских властей и общества неприемлемо.
По мнению Кистанова, хотя в Японии считают, что «окно возможностей» в переговорах о принадлежности «северных территорий» еще не закрыто, возвращение в «Синюю книгу» жесткой формулировки былых лет свидетельствует о том, что Абэ, возможно, потерял надежду вернуть Курилы до сентября 2021 года, когда истекает срок его премьерских полномочий.
Также не следует сбрасывать со счетов и общее ужесточение позиций по территориальным спорам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У Японии последнее время обострились отношения с Китаем из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао), которые каждая из стран считает своими. В новой «Синей книге» констатировано, что отношения с КНР оставляют желать лучшего. В ней особо обращено внимание на то, что коронавирус появился именно в Китае, подтвержден курс на углубление сотрудничества с США и выражена солидарность с требованием Дональда Трампа сделать Тайвань членом Всемирной организации здравоохранения.
Независимая газета. 19.05.2020