«Сейчас не время хоронить глобализацию»
Галина Дудина
Глава министерства экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер призвал развивать сотрудничество с Россией и международное разделение труда после пандемии. Об этом говорится в его видеообращении к участникам российско-германской конференции «Потсдамские встречи». Судя по состоявшемуся в понедельник онлайн-заседанию, участники конференции были согласны: если что-то и может укрепить отношения между Россией и ФРГ в условиях нынешнего кризиса, то скорее всего это будут насущные вопросы, в решении которых заинтересованы обе стороны.
«Потсдамские встречи» впервые прошли еще в 1999 году по инициативе тогдашнего президента ФРГ Романа Герцога, и с тех пор уже двадцать лет представители политики, бизнеса и культуры собирались то в Германии, то в России, чтобы обсудить, в каком направлении движутся двусторонние отношения. Диалог не прервался и после 2014 года. Нынешняя встреча, формально прошедшая «в Берлине», состоялась в виде онлайн-конференции, а следующая, ноябрьская, как надеются организаторы, все-таки пройдет вживую.
Но и к онлайн-формату, казалось, многие уже привыкли: включив камеру, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой помахал только что подключившемуся послу России в Германии Сергею Нечаеву — и тот ответил. Позже ему придется дистанционно вручать исполнительному директору и члену правления Германо-российского форума Мартину Хоффману нагрудный знак МИД РФ «За вклад в международное сотрудничество». Но хотя посол и признался, что впервые вручает награду онлайн, сделал он это уверенно, вместо обычного награждения показав в камеру сам нагрудный знак и распечатанный приказ министра иностранных дел РФ.
«Ну что, пора начинать? Кто подключился, тот подключился»,— объявил на правах модератора научный директор Германо-российского форума Александр Рар. Он же решительно передавал слово следующему участнику, когда кого-то из спикеров не было слышно. «Зачем нам должно быть лучше, чем канцлеру на саммите ЕС, где она спрашивала, меня, мол, вообще кто-нибудь слышит?» — пошутил политолог.
Заседание, кстати, проходило на платформе RSI, и ведущему даже пришлось объясниться, почему был выбран не ставший обыденным Zoom: в условиях конференц-связи не всегда получается подключить к работе синхронных переводчиков, а тут такая возможность была.
Впрочем, на фоне остальных вызовов этот, конечно, был не главным. «Обстоятельства в этом году совершенно иные,— говорилось в приветственном обращении главы МИД ФРГ Хайко Мааса.— Нам нужен интенсивный диалог, конкретно между нашими странами, между правительствами, парламентами и обществами... Только так мы можем создать позитивную повестку как основу для новой динамики». «Если речь идет о поставках защитного оборудования или разработке вакцин, только объединенными усилиями мы победим этот вирус. В этом смысле мы намерены выстраивать наше председательство в Совете ЕС во второй половине года и участвовать в рамках нашего временного членства в СБ ООН — ради мультилатерального решения,— продолжала зачитывать обращение министра заместитель посла ФРГ в Москве Беата Гжецки.— Для нас, немцев, ясно, что последовательные решения могут быть достигнуты только в многосторонних рамках и что Россия может внести вклад в принятие многих решений».
Заочно с коллегой был согласен и глава МИД РФ Сергей Лавров. «Убежден, что удаленное общение не станет препятствием,— говорилось в его обращении, которое зачитал Михаил Швыдкой.— В наших общих силах трансформировать пессимистичный, но расхожий сегодня лозунг "мир никогда не будет прежним" в гораздо более амбициозную и ориентированную на будущее установку "мир должен стать лучше"».
Некоторые участники предлагали конкретные шаги в этом направлении.
Говорили о политике, реформах здравоохранения, цифровой трансформации, конкуренции между США и Китаем и отношениях на этом фоне между РФ и ЕС, коснулись Ближнего Востока, украинского кризиса.
Так, глава Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) имени Е. М. Примакова Александр Дынкин предложил ввести на полтора года мораторий на «донбасские санкции» с обеих сторон (ЕС и России) — или же договориться о моратории на 6–12 месяцев, «после которых санкции снимутся с России, если Украина не продемонстрирует готовности к решению этой проблемы».
Впрочем, эта перспектива заинтересовала участников встречи куда меньше, чем будущее глобализации в мире после пандемии. Так, одни выступали с позиции сторонников государственного суверенитета. «Пандемия усилит роль сильного суверенного государства»,— объяснял ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
«Правда то, что это глобальный вызов. Абсолютно все находятся в одной ситуации, даже больше, чем когда бы то ни было. Весь мир оказался в схожих обстоятельствах. Но вот показывает этот кризис одну очень интересную вещь: что вызов может быть глобальным, а ответ сугубо локальным, национальным, что мы сейчас и наблюдаем»,— сказал председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. По его мнению, не стоит ожидать, «что сил, энергии, времени и денег будет хватать на то, чтобы развивать отношения друг с другом». «Но понимание того, что конфликты в этой ситуации усложняют выход из кризиса, будет присутствовать в умах политиков,— обнадежил он.— Неизбежное сокращение ресурсов на любую внешнеполитическую деятельность заставит более четко и внимательно относиться к целям, задачам и приоритетам, и думаю, это будет в пользу большего прагматизма. Нынешний кризис также показал эфемерность всех политизированных подходов».
«Сейчас не время хоронить глобализацию, нужно думать, искать точки соприкосновения,— заявил исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс.— В одиночку обе страны, даже Германия и Россия, слишком маленькие. Нам требуется разделение труда. Германия — это экспортная страна, Россия участвует во многих цепочках поставок».
«Все хоронят глобализацию. В каком-то смысле да. А в каком-то смысле нет»,— откликнулся на эти слова Михаил Швыдкой.
«Денег будет мало, экономическая система многие планы изменит. Мир будет таким, каким мы его сделаем своими руками»,— пояснил господин Швыдкой.
На ту же тему высказался и министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер. «Важно, чтобы после этого вызова в связи с коронавирусом мы реализовали международное разделение труда, чтобы роль Всемирной торговой организации усилилась — это будет одним из основных направлений германского председательства в Совете ЕС. И мы рассчитывает на Россию как на одного из наших партнеров»,— отметил он, напомнив, что в нынешней должности уже четырежды был в России.
Коммерсантъ. 25.05.2020