Квотный двор: почему Украина недовольна ассоциацией с Евросоюзом
Игорь Кармазин
Киев будет добиваться пересмотра соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Об этом заявил вице-премьер Украины Вадим Пристайко. По словам чиновника, европейские страны так и не открыли рынки для украинских товаров, беспошлинно поставляется только мизерная часть продукции. «Известия» разбирались в том, как ассоциация с ЕС отразилась на украинской экономике.
Игра в ассоциации
Вице-премьер Украины Вадим Пристайко заявил, что пришло время пересмотреть соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом.
— Мы прошли этап первых контактов. Теперь большинство квот, которые были установлены, нас не устраивают. Мы должны пересмотреть условия, этого ждут наши производители, — сказал чиновник. Но сроки обсуждения этого вопроса с Брюсселем не уточнил.
Украинские официальные лица не первый раз анонсируют пересмотр отношений с ЕС. В ноябре 2019 года соглашение об ассоциации раскритиковал замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Качка. По его словам, пересмотреть следует не только квоты и тарифы, но и нетарифные барьеры, например, правила сертификации промышленной продукции. Он также заявил, что необходимо адаптировать соглашение «с учетом изменений в нормативной базе ЕС, накопившихся за последние годы».
— В 2020 году мы должны провести формальные переговоры. Уже в 2021 году может заработать единая таможенная система Украины и Евросоюза. Нас поддерживают в ЕС, потому что понимают: это приведет к снятию ограничений на товарооборот, снижению коррупционных рисков, — говорит Качка.
Евросоюз нерушимый
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом готовилось на Украине сумбурно. Концепция документа появилась при Викторе Ющенко, в период с 2007 по 2011 годы он провел 20 раундов переговоров с Брюсселем.
Виктор Янукович сначала поставил диалог на паузу, но потом возобновил его. Идея евроассоциации активно рекламировалась в украинских СМИ, поэтому новый отказ от нее в ноябре 2013 года вызвал разочарование в обществе. Начались акции протеста на майдане, которые переросли в беспорядки и госпереворот.
Постмайданные власти не могли не выполнить главного требования протестующих и буквально через месяц после бегства Януковича — 21 марта 2019 года — подписали соглашение. То есть важнейший для функционирования украинской экономики документ обсуждался урывками, а принимался в спешке.
В результате положения соглашения оказались для украинских производителей неприятным сюрпризом. Главная проблема — квоты на сельскохозяйственную продукцию. Беспошлинно украинцы могут поставить в Европу только ограниченные объемы товаров. Остальное отсекается пошлинами.
Квоты настолько мизерные, что производителям не хватает их даже на январь. Например, к 10 января 2020 года украинские поставщики исчерпали годовую квоту на мед. На 72% исчерпали квоту на солод и пшеничную клейковину, на 67% исчерпали квоту на виноградный и яблочный соки. Поставили четверть беспошлинного сахара, мяса птицы и полуфабрикатов из мяса птицы, пятую часть яиц и альбумины.
Эти лимиты — небольшая доля как от мощностей украинского производства, так и от объемов экспорта. Например, в 2019 году квота на украинское мясо птицы в Евросоюзе составила 19,2 тыс. тонн. Общий объем экспорта мяса птицы в 2019 году — 414 тыс. тонн.
На несправедливость соглашения жаловались не только рядовые производители, но и крупные холдинги.
— Европа говорит о зоне свободной торговли с Украиной и одновременно прописывает кучу исключений и ограничений для экспорта украинских товаров. Поэтому это такая зона свободной торговли только в одну сторону, только в сторону Украины, — говорил миллиардер Юрий Косюк.
Достучаться до ЕС
Вторая проблема — ограничение поставок украинской промышленной продукции. Чтобы попасть на европейский рынок, ей необходимо пройти долгую и дорогостоящую процедуру сертификации.
Киев пытается получить «промышленный безвиз». Для этого стороны должны подписать соглашение об оценке соответствия промышленной продукции (АСАА), которое позволило бы поставлять промышленные товары в Европу на льготных условиях. Например, маркировать свою продукцию знаком, подтверждающим соответствие продукции европейским нормам. Ожидается, что соглашение облегчит условия работы 20% украинских промышленных предприятий.
Пока, впрочем, до окончательного решения вопроса далеко. В ноябре 2019-го руководитель внешнеполитической службы ЕС по вопросам сотрудничества со странами Восточного партнерства Люк Девинь заявил, что промышленный безвиз Украине не гарантирован.
— Не думайте, будто АСАА решит все ваши проблемы. Евросоюз Украине подписание никогда не обещал, — заявил он.
В погоне за Камбоджей
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом изменило украинскую экономику. В 2013 году экспорт составил $63,3 млрд. После подписания документа экспорт рухнул до $33,5 млрд в 2016 году. Затем показатели начали восстанавливаться, но параметров 2013 года не достигли до сих пор. Экспорт в 2019 году — $45,9 млрд.
Изменилась структура экономики. Доля сельхозсырья и продуктов переработки в экспорте увеличилась с 34 до 48%. Один из основных сегментов сложной промышленности — производство машин и оборудования — сократился с 11 до 7%.
Эксперты говорят, что Украина в обозримом будущем не сможет добиться пересмотра соглашения. Для этого нужно не только желание Киева, но и решения центральных европейских органов, а также одобрение властей каждой европейской страны.
Украинский экономист Алексей Кущ в беседе с «Известиями» отмечает, что альтернативой может стать отдельное соглашение.
— Европа открывает для бедных стран программу «Всё, кроме оружия». ЕС разрешает на какой-то промежуток времени, обычно на пять лет, беспошлинные поставки широкого ассортимента товаров. Это делается, чтобы поднять экономику той или иной нищей страны. По такому формату, например, с Брюсселем сотрудничают Бангладеш, Камбоджа. По этому же пути может пойти Украина, — говорит Кущ.
Украинский политолог Вадим Карасев также считает, что добиться уступок от Евросоюза сложно.
— На дворе кризис, пандемия, карантин. Европейские производители терпят колоссальные убытки. Естественно, национальные правительства будут спасать своих, а не помогать украинцам. Думаю, украинские власти это понимают. Заявления делают, чтобы выгоднее смотреться в глазах избирателей. Или пытаются таким образом выбить из международных структур новые кредиты, — объясняет эксперт.
Известия. 14.05.2020