Казахстан поэтапно переходит к «посткоронавирусному» периоду
Замир Каражанов
В Казахстане 11 мая прекратил действие режим чрезвычайного положения, который был введен еще 16 марта. За это время по всей республике коронавирусом заразились 5,4 тыс. человек, из них 32 скончались.
Несмотря на окончание особого режима, многие карантинные меры остались. Так, въезд и выезд из Нур-Султана и Алматы, как и прежде, ограничен. Поэтому в первый день после отмены чрезвычайного положения на блокпостах, размещенных по периметру городов, наблюдалось подлинное столпотворение. В ряде случаев напряженная обстановка на границе крупных городов выливалась в насилие и столкновения.
Еще накануне отмены чрезвычайного положения 10 мая главный санитарный врач РК Айжан Есмагамбетова подписала постановление «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией среди населения РК», устанавливающее порядок отмены карантинных мер по стране. Согласно документу, карантинные меры сохранятся как минимум на неделю. Среди них запрет на проведение массовых мероприятий, работу торговых центров и религиозных учреждений, кинотеатров, театров, выставок.
Также постановлением вводится особый порядок для въезжающих в страну людей. В частности, «лица, прибывшие из стран ЕАЭС и Узбекистана железнодорожным транспортом или автотранспортом, подлежат лабораторному обследованию на COVID-19 и самоизоляции на дому (домашний карантин) в течение 12 суток». Если в течении первой недели прирост заболевших COVID-19 среди населения не превысит 7%, то ряд ограничений будет сниматься. Так, горожанам можно будет покидать дома, но в масках, посещать парки и скверы «с соблюдением социальной дистанции» и даже выезжать из населенного пункта за город на дачу.
По словам главного санитарного врача РК А.Есмагамбетовой, в данный момент по стране прирост больных составляет 2,3%, в то время как в марте превышал 150%. В Алматы за последнюю неделю он составил 3,8%. Если такие темпы сохранятся, то власти пойдут на смягчение карантинного режима.
Второй рубеж будет достигнут, когда рост заболевания коронавирусом среди населения сократится до 5%. От каких мер откажутся при достижении этого уровня, власти не уточнили. «А третий этап будет вводиться, когда уровень заболеваемости не будет превышать 2% за неделю», – пояснила А.Есмагамбетова.
Режим ЧП прекратил действие, но карантинные меры, ограничивающие передвижения транспорта и людей, сняты пока не полностью
Кроме мер санитарного порядка, в Казахстане строят планы на «посткоронавирусный» период. О них президент РК Касым-Жомарт Токаев поделился 11 мая на заседании Госкомиссии по чрезвычайному положению. Речь шла о развитии социальной сферы и экономики страны, где было выделено семь направлений. Перечислять все не имеет смысла. Позволим себе остановиться только на некоторых из них. Их суть в том, чтобы сохранить рабочие места, поддержать деловую активность и сосредоточиться на инвестиционном климате в стране.
Прежде всего в посткарантинный период будет взят курс на создание самодостаточной экономики. «Для этого следует развивать новые переделы в промышленности на основе имеющейся мощной сырьевой базы», – сообщил президент РК. Решение связано не только с давним планом слезть с «нефтяной иглы». Пандемия меняет правила игры и сложившийся порядок: сокращается мировая торговля, растет регионализация, на фоне которой эксперты отчитались о «реглобализации». Однако антиглобалистам рано радоваться, т.к. последний пункт таит в себе как возможности, так и вызовы.
Перекрытие границ привело к сокращению импорта в Казахстан важной для экономики и населения продукции. Пока вирус терроризирует страны мира, есть опасность, что такая ситуация будет повторяться. Поэтому, чтобы снизить риски, нужно избавляться от импортозависимости. К слову, от «пограничной ситуации» не застрахован и экспорт. Как отметил К.-Ж.Токаев, теперь приоритетным условием развития бизнеса станет использование отечественными предприятиями местных материалов. По инфраструктурным программам, по его словам, локализация повысится с 40 до 60-70%.
Однако остается открытым вопрос, как посткарантинные планы сочетаются с интеграционными процессами в ЕАЭС. Не станут ли партнеры упрекать Нур-Султан в протекционизме? С одной стороны, такая вероятность остается. С другой – речь все-таки идет об использовании местного сырья и материалов, которые зачастую экспортировались, а не перерабатывалось в республике. Последнее обстоятельство не противоречит интеграционным проектам, поскольку никак не ограничивает свободу перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг. В рамках поддержки национального бизнеса планируется создать Фонд развития промышленности, который будет отвечать целям по диверсификации экономики РК. «Его работа будет направлена на обеспечение доступного кредитования прорывных обрабатывающих предприятий по ставке не более 3%», – отметил К.-Ж.Токаев.
Еще одним веянием времени станет усиление продовольственной безопасности РК. 40% продуктов питания на полках местных магазинов составляет импортная продукция. Как результат, во время карантина цены на некоторые овощи и фрукты выросли. Это притом, что в стране имеется нереализованный потенциал – около 1 млн 700 тыс. личных подсобных хозяйств. «Однако их продукция не продается официально через торговые объекты и не поступает на перерабатывающие предприятия», – посетовал президент. В этой связи предлагается закупать их продукцию и оказать им «льготное микрокредитование по ставке 6% годовых». По оценке главы государства, «это повысит доходы около 2 млн сельчан, увеличит загрузку отечественных сельхозпредприятий с 53 до 70% и снизит импорт социально значимых продуктов».
Перемены ожидают фискальную сферу. По словам К.-Ж.Токаева, предлагается введение «прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в отношении заработных плат и других видов дохода». Мера отвечает принципу социальной справедливости, но в то же время вызывает массу вопросов. «Смысл прогрессивной шкалы состоит в том, что люди, которые зарабатывают не так уж много и тем более мало, должны платить меньше налогов, – пояснил президент РК. – А люди, которые зарабатывают очень много и в наших условиях считаются богатыми, должны платить больше налогов».
Но почему речь сразу идет о занятом населении, ведь есть и те, кто ведет свой бизнес и имеет большие доходы? Это, во-первых. Во-вторых, «под раздачу» могут попасть специалисты, которые по понятным причинам получают высокую зарплату. Не стоит забывать также о том, что в Казахстане много предприятий, работа которых опасна для здоровья. Чтобы найти сотрудников, им приходится больше платить. В-третьих, «благое намерение» может не лучшим образом сказаться на среднем классе. Тем более что он пока еще не стал массовым в Казахстане. Налог с высокой зарплаты может рикошетом ударить по его представителям. Поэтому не стоит забывать о том, что фискальная сфера государства – это не только право уничтожать, но и созидать. Она должна стимулировать желание людей работать и зарабатывать, а не поощрять нищету и разгильдяйство.
По словам К.-Ж.Токаева, предстоят реформы в энергосекторе Казахстана, где должна вырасти доля альтернативной энергетики. Ситуация в данной сфере трагикомичная. Согласно принятой в 2013 году Концепции по переходу к «зеленой экономике», к 2020 году ее доля должна составить 3%, в то время как в 2019 году она не превышала 1,3%. Отставание заметное. Казахстан не поспевает за собственными продекларированными показателями. Не говоря о том, чтобы догнать развитые страны, где доля ВИЭ измеряется двузначными цифрами.
В посткарантинный период будет усилена работа с иностранными инвесторами. К.-Ж.Токаев предложил чиновникам на местах «перейти на прямую работу с каждым держателем капитала». Хотя Казахстан считается лидером в СНГ по притоку инвестиций, надо отметить, что около 90% уходят в нефтегазовый сектор, что связано со сложными условиями разработки крупных месторождений. Поэтому важно переломить этот тренд и увеличить долю иностранного капитала в других секторах экономики.
Особое внимание в посткарантинный период будет уделено санитарной работе. «Предстоит кардинально усилить национальную санитарно-эпидемиологическую службу», – сказал Касым-Жомарт Токаев. Впрочем, ее стоит не только усиливать, но и реформировать. Задолго до нашествия коронавируса бизнесмены жаловались на советские привычки санитарных служб. Нередко страдает и население. То и дело в новостях можно услышать о фактах массовых отравлений, некачественных продуктах питания, обнаруженных в магазинах. Все это заставляет задуматься о работе санитарных служб. Тем более что с коронавирусом, если верить специалистам, нам придется жить еще долго.
Ритм Евразии. 15.05.2020