ЕАЭС сошелся на противоречиях
Татьяна Едовина
За время работы над стратегией евразийской интеграции на 2020–2025 годы — она обсуждается странами—членами ЕАЭС как минимум с 2018 года — участникам союза так и не удалось договориться о совместном плане действий. Высший Евразийский экономический совет одобрил документ «в целом», но в реальности сдвинул срок его принятия на осень 2020 года. Неурегулированным остается вопрос с тарифами на транзит газа, хотя в документе, по словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, не будет конкретного его решения. Однако за время «газовых» торгов РФ и Белоруссии в союзе возникли новые разногласия: вчера «не спешить» с принятием стратегии предложил уже президент Казахстана, раскритиковавший сразу несколько политических позиций плана интеграции.
Высшим Евразийским экономическим советом (ВЕЭС) «в целом» одобрен проект стратегии евразийской интеграции до 2025 года, сообщила ЕЭК. Окончательное рассмотрение отложено до осенней встречи глав государств ЕАЭС в Минске. Документ включает 326 мер и механизмов, уточняющих и расширяющих положения Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС 2018 года. В стратегию заложены механизмы завершения формирования общих рынков без барьеров, изъятий и ограничений — в частности, речь идет о гармонизации техрегулирования, стандартов и требований к продукции, ответственности за их нарушения, о создании механизмов разрешения споров и переходе на электронные формы разрешительных документов, о взаимном признании странами электронных цифровых подписей, унификации требований к таможенной инфраструктуре и электронному документообороту и т.д. (подробно см. “Ъ” от 3 июля 2019 года).
Ранее, напомним, основным препятствием для принятия стратегии оставался вопрос о тарифах на транспортировку газа. В частности, Армения и Белоруссия не принимают предложенную в проекте документа общую формулу стран ЕАЭС к формированию газовых тарифов.
По словам же Владимира Путина, «единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения».
«Имеется формула, которую поддерживают три страны — Россия, Казахстан и Киргизия. Подходы к ценообразованию на газ можно было бы определить позднее на переговорах по формированию общего рынка газа ЕАЭС»,— отметил он. Президент Белоруссии Александр Лукашенко посетовал, что с окончательным взаимоприемлемым решением стороны не могут определиться уже несколько лет, а «актуальность проблемы постоянно возрастает», однако отметил, что подготовленный документ «не имеет срочных к реализации предложений, это стратегия, поэтому спешить некуда, за исключением пункта по природному газу. И то, даже если мы примем в такой формулировке по природному газу решение, это не конкретное решение, за ним будут следовать конкретные переговоры». По словам председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, во время обсуждения и подготовки документа на различных уровнях был очень широкий разброс мнений, и «то, что удалось согласовать,— это компромисс».
Однако возражения к проекту стратегии высказывали уже не представители Белоруссии, а президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, фактически предложивший ограничить дальнейшую интеграцию сразу по нескольким направлениям.
Так, он призвал коллег «аккуратно подходить» к расширению полномочий ЕЭК, претендующей на рост влияния в разрешении споров и расширение наднационального регулирования. По словам президента Казахстана, «включение в полном объеме таких вопросов, как здравоохранение, образование, наука, в сферу компетенций ЕЭК» будет противоречить экономической сути союза, а в вопросах ответственности (за соблюдение общих норм) нужно соблюдать принципы «разумной достаточности». Помимо этого президент Казахстана отметил, что сферы торговли услугами и инвестиций являются национальной компетенцией и «предоставление комиссии права участия в двусторонних переговорах государств-членов с третьими странами по вопросам торговли услугами и инвестициям требует дополнительного изучения» (пока ЕЭК отвечает за переговоры по торговле товарами). Он также предложил не спешить и с принятием стратегии, а доработать ее и принять позже, возможно, на следующем саммите в очном формате.
Глава же Киргизии Сооронбай Жээнбеков, напротив, предложил наделить членов ЕЭК правом обращения в судебные органы в случае игнорирования участниками союза установленных требований. По его словам, это необходимо «для эффективности выполнения задач по устранению барьеров внутри ЕАЭС».
Коммерсантъ. 20.05.2020