БРИКС как мультимодальный формат сотрудничества
Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член Экспертного совета по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в БРИКС
За последние несколько лет страны БРИКС активизировали обсуждение новых форматов сотрудничества, среди которых наибольшие споры и дискуссии вызывает концепция «БРИКС плюс», инициированная Китаем в 2017 году. Данная концепция получила свое развитие на саммите стран БРИКС в Южной Африке в 2018 году, когда южноафриканская сторона пригласила на саммит «БРИКС плюс» представителей стран региональных интеграционных группировок развивающегося мира.
Помимо растущего уровня взаимодействия между региональными блоками стран БРИКС, следует также отметить сотрудничество между региональными институтами развития стран БРИКС и Новым банком развития (НБР). Следует также отметить активизацию дискуссии о расширении членства НБР за счет региональных партнеров стран БРИКС. Все эти инициативы и начинания можно рассматривать как составные части расширенного и открытого формата «БРИКС плюс».
Если говорить о событиях 2019 года в области обсуждения формата сотрудничества стран БРИКС с их партнерами из развивающихся стран, то следует прежде всего отметить шаги, направленные на расширение членства НБР. По сути, увеличение количества участников НБР снимет острую необходимость расширения основного состава участников БРИКС, a модель расширения НБР может рассматриваться как одна из траекторий развития так называемого формата «БРИКС плюс» - сотрудничества между основными членами БРИКС и их региональными партнерами из числа развивающихся стран.
Фактически расширение состава НБР поспособствует институционализации концепции «БРИКС плюс» на самом начальном этапе ее реализации. В соответствии с заявлениями представителей стран БРИКС одним из возможных путей расширения НБР является вступление в него региональных партнеров основных стран БРИКС. Региональный подход к расширению членства НБР имеет и экономический смысл, поскольку позволяет основным экономикам БРИКС более активно проводить интеграционные процессы связанности со своими соседями по региону и финансировать соответствующие проекты через НБР. Региональная стратегия расширения членства НБР также позволит банку использовать синергетический потенциал, существующий между финансовыми инструментами НБР и региональными механизмами, что может дополнять и усиливать положительный эффект от предоставляемого банком проектного финансирования.
В этом отношении экономические выгоды и потенциал для обеспечения интеграции связанности основных экономик БРИКС со своими региональными партнерами могут быть дополнительно усилены еще и путем создания платформы для сотрудничества региональных банков развития и фондов, членами которых являются страны БРИКС. Такая платформа для взаимодействия региональных банков развития может включать в себя Евразийский банк развития (ЕАБР), Банк развития Южной Африки (DBSA), Фонд развития Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР (FOCEM), Банк развития Китая (CDB), Фонд инвестиционного сотрудничества Китай - АСЕАН (CAF) и Новый банк развития. Как отмечалось ранее, в рамках этой группы институтов развития банк НБР мог бы играть координирующую роль в отношении инициатив «БРИКС плюс».
В конечном счете масштаб БРИКС говорит в пользу реализации не только региональных, но и глобальных проектов, и здесь миссией БРИКС может стать как создание условий для продвижения интеграции между странами развивающегося мира, так и лидерство в создании и развитии новых платформ международного сотрудничества. Одним из таких новых форматов взаимодействия могла бы быть платформа сотрудничества между крупнейшими региональными интеграционными группировками как развитых, так и развивающихся стран. Поддержку созданию подобной платформы могли бы оказать международные институты, такие как ВТО, для которых форум взаимодействия с региональными блоками стал бы опорой в урегулировании растущих торговых противоречий. Другой платформой, которая поддержала бы создание форума взаимодействия между региональными блоками, могла бы стать «Группа двадцати», которая уже вовлечена совместно с многосторонними институтами в процесс выстраивания взаимодействия с региональными блоками и их институтами развития.
Создание глобальной платформы для взаимодействия между региональными интеграционными блоками во многом востребовано в нынешних условиях усиления протекционизма и подрыва многосторонних форматов взаимодействия между странами. Парадоксально, но после многих десятилетий существования Бреттон-Вудской системы международных институтов в мировой экономике так и не созданы платформы горизонтального сотрудничества между региональными интеграционными группировками и вертикальными каналами взаимодействия между региональными и глобальными многосторонними институтами. Заполнение такого рода вакуума в системе глобального управления на уровне региональных блоков может способствовать расширению каналов коммуникации в международных отношениях. Однако для запуска данной инициативы не хватает лидерства со стороны крупнейших региональных группировок - в этих условиях платформа «БРИКС плюс», которая может стать основой для сотрудничества между региональными интеграционными группировками глобального Юга, могла бы придать ключевой импульс процессам налаживания сотрудничества между региональными группировками и их институтами в глобальном масштабе.
Инновационность концепции «БРИКС плюс» заключается именно в открытом характере экономического взаимодействия и интеграции, в рамках которого нет ограничений ни по географии, ни по культурно-цивилизационной принадлежности. Задача максимизации глубины экономической интеграции несколько отходит на задний план по сравнению с широтой охвата и инклюзивностью интеграционной платформы. Данная платформа может также сочетать в себе разные уровни и форматы интеграции - от зон свободной торговли до таможенных союзов, а также двусторонние и многосторонние соглашения.
Возможно, наиболее перспективным направлением эволюции концепции «БРИКС плюс» является развитие данной платформы в направлении «интеграции интеграций». Предпосылкой для этого является то, что у каждой из стран БРИКС есть своя региональная интеграционная группировка и связанные с ней региональные институты развития. Как отметил в 2018 году заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, «мы предлагаем нашим партнерам рассматривать формат «БРИКС плюс» как платформу развития того, что можно было бы назвать «интеграцией интеграций»[1]. Важно отметить, что процессы экономической интеграции в последние несколько лет в растущей степени направлены на рост взаимодействия и интеграции не только между странами, но и региональными блоками. Наибольшую активность среди стран с высоким уровнем развития экономики в вопросе создания альянсов с другими региональными блоками проявляют Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ - Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн и Исландия), а также ЕС.
Ряд региональных блоков развивающихся стран также заключили соглашения о свободной торговле или торговые соглашения других видов с аналогичными структурами других регионов. В качестве примеров можно привести соглашения о преференциальной торговле между Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) и ЕС, а также между МЕРКОСУР и Таможенным союзом Юга Африки, соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и Группой по экономическому партнерству Сообщества развития Юга Африки (САДК), а также соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Австралийско-новозеландской зоной свободной торговли. В конечном счете следствием распространения феномена «интеграции интеграций» могло бы стать придание системе торговых альянсов (которые в настоящее время исчисляются сотнями) в мировой экономике более упорядоченного и структурированного характера. Применительно к развивающимся странам такой формат экономической интеграции за счет развития платформы «БРИКС плюс» мог бы способствовать существенному ускорению интеграционных процессов по линии «Юг - Юг» и уменьшению отставания по отношению к развитым странам - с точки зрения масштаба и глубины интеграции в мировую экономику.
В более общем плане «БРИКС плюс» может стать мультимодальной платформой для сотрудничества как на уровне отдельных стран, так и региональных блоков. В отличие от некоторой эксклюзивности региональных соглашений с участием развитых стран, «БРИКС плюс» может позиционировать себя как уникальная платформа для открытого многоформатного взаимодействия. При этом открытость для экономического взаимодействия может распространяться как на развивающиеся, так и развитые страны. Важен также элемент устойчивости экономической интеграции, которая станет возможна в условиях мультимодальной платформы, так как страны и региональные группировки смогут заключать соглашения в соответствии с реальными потребностями и уровнем своего развития.
_________________
[1]. https://tass.ru/politika/4931502
Международная жизнь. Специальный выпуск. 22.05.2020