Молдова – ПМР: время ли политических разборок при коронавирусе?
Илья Киселев
Охватившая огромное количество стран пандемия коронавируса COVID-19 наносит удар не только по здоровью людей, но и по тем принципам мироустройства, которые существовали до ее начала. Можно с уверенностью утверждать, что наш мир очень сильно изменится в посткоронавирусный совместная борьба с коронавирусом могла бы стать поводом для разрешения противоречий или по крайней мере сближения позиций в различных конфликтных точках мира. В полной мере это относится к сфере отношений между Молдовой и Приднестровьем.
Принципиальных разногласий между двумя берегами Днестра можно перечислить достаточно, чтобы показалось, что Кишинев и Тирасполь обречены на вечное противостояние и разногласия. Тем не менее вряд ли кто-то возьмется уверенно утверждать, что стороны способны самостоятельно противостоять угрозе коронавируса. И дело тут не только в том, что сопредельная Украина закрыла все КПП на своей границе с Приднестровьем и в настоящий момент все грузы могут попасть в ПМР только через правобережную Молдову. Даже высокоразвитые страны Евросоюза демонстрируют неспособность в одиночку противостоять распространению вируса и многочисленным летальным исходам у населения.
На сегодняшний день обстановка с распространением коронавируса COVID-19 на территории правобережной Молдовы и Приднестровья признана удовлетворительной по оценкам Всемирной организации здравоохранения. Тем не менее на обоих берегах Днестра ощущается постоянная потребность в защитных костюмах и масках для врачей, тестах для диагностирования COVID-19 и другой гуманитарной помощи. Казалось бы, общая проблема такого масштаба может стать одним из факторов сближения сторон и более тесного взаимодействия между официальными лицами Кишинева и Тирасполя.
Но, к сожалению, это пока не наблюдается. Напротив, поставки необходимых Приднестровью гуманитарных грузов могут стать новым поводом для взаимных упреков и обострения отношений.
После того как в ПМР был диагностирован 31 больной, инфицированный COVID-19, а два человека скончались от коронавируса, Министерство здравоохранения РМ обратилось к ВОЗ с просьбой оказать помощь в мониторинге эпидемиологической ситуации на левом берегу Днестра. Также представители Минздрава обратились к приднестровской администрации с предложением госпитализировать в больницы Кишинева жителей непризнанной республики, заболевших коронавирусом.
Вице-премьер Молдавии по реинтеграции Кристина Лесник, назначенная на этот пост после создания парламентского большинства, высказала мнение, что правительство страны готово оказать максимальное содействие в борьбе с коронавирусом жителям не только правобережной Молдовы, но и Приднестровья. «Я думаю, что министерство здравоохранения готово предоставить не только свой опыт, но и сделать все, чтобы все, кто сегодня столкнулся с COVID-19, имели доступ к медицине. Все те тесты, которыми на сегодняшний день располагает Приднестровье, они получают от Кишинева», – заявила К.Лесник.
Однако наладить взаимодействие между Кишиневом и Тирасполем не получается в полной мере – проблемы возникают по различным вопросам, в том числе и по поставкам необходимой для Приднестровья помощи в виде тестов, медицинских масок и защитных костюмов для врачей. При этом стороны вместо поиска путей для взаимопонимания обмениваются упреками в адрес друг друга.
К.Лесник решила прибегнуть к помощи партнеров по формату «5+2». «После многочисленных усилий, которые предприняло Бюро по реинтеграции, я лично и Кишинев, для преодоления чрезвычайной ситуации, вызванной распространением коронавируса, отсутствием реальной информации о ситуации в Приднестровье, а также препятствованием мерам по спасению жизни и здоровья людей, мы пришли к решению, что единственным выходом сейчас является начало переговоров в формате "5+2"», – заявила она.
К.Лесник, выражая, разумеется, не только свое мнение, практически не скрывает уверенности, что нынешний кризис, вызванный распространением коронавируса и введением ограничительных мер, станет тем самым фактором, который заставит Приднестровье пойти на сближение с Молдавией.
В свою очередь, МИД Приднестровья назвал это обращение «лицемерными публичными истериками», которые «прикрывают неспособность урегулировать реальные проблемы». Тирасполь напомнил, что власти Молдавии неоднократно блокировали доставку в Приднестровье лекарств и медоборудования, используя административно-бюрократические барьеры. А медицинская помощь, в том числе и тесты, предоставляется Приднестровью Россией, другое дело, что Кишинёв поставил условие, чтобы эта помощь шла через Молдову. МИД ПМР призвал молдавскую сторону прекратить любые формы блокад и шантажа, незамедлительно вернуться к профессиональному диалогу и в полном объеме выполнить обязательства, официально принятые на себя в международном переговорном процессе.
Эти заявления свидетельствуют о том, что в сложившейся ситуации стороны предпочитают ставить во главу угла не реальные действия по борьбе с пандемией и не принятие необходимых мер по защите населения от коронавируса, а продвижение политических установок, которые в большинстве случаев кардинально противоречат друг другу.
Власти Молдовы используют сложившуюся ситуацию для того, чтобы изменить характер взаимоотношений с Тирасполем. К.Лесник признаёт, что закрытие центрального участка молдавско-украинской границы на самом деле есть не что иное, как «проработанная и апробируемая на практике модель для запуска отдельных реинтеграционных механизмов – прежде всего, по линии экспортно-импортных торгово-экономических операций региона». Что касается приднестровской администрации, то создается впечатление, что там больше озабочены поиском и подбором аргументов для возражений на переговорах между Кишиневом и Тирасполем в формате «5+2».
Все это явно не способствует улучшению эпидемиологической ситуации. А она и на правом, и на левом берегах Днестра вызывает большую тревогу. На 24 апреля здесь официально зарегистрировано 2926 случаев заболевания.
Ритм Евразии. 25.04.2020