Минск запасается российской нефтью
Антон Ходасевич
Белоруссия заключает контракты с крупными поставщиками нефти из РФ. В Минске не отказались и от планов закупать ее в других странах. Экспертам говорят, что согласие между Москвой и Минском в обозримом времени не восстановится.
Концерн «Белнефтехим» заключает контракты с нефтяными компаниями «большой пятерки» из РФ, ранее полностью обеспечивавшими белорусские НПЗ, сообщил 13 апреля пресс-секретарь концерна Александр Тищенко. Речь идет о «Роснефти», «Татнефти», «Сургутнефтегазе», ЛУКОЙЛе, «Газпром нефти», которые с 1 января с.г. прекратили поставки нефти в Белоруссию. Как пояснили в концерне, небольшие компании, включая структуры группы «Сафмар», поставлявшие нефть на белорусские НПЗ в первом квартале, продолжат сотрудничество с Минском.
Возобновление сотрудничества с традиционными поставщиками не значит, что Белоруссия отказалась от цели диверсифицировать поставки. Так, в воскресенье, 12 апреля, в порт Южный Одессы прибыл танкер с 85 тыс. т азербайджанской нефти от компании Azeri Light от Socar, а в понедельник, 13 апреля, ожидалось прибытие в порт Клайпеды танкера такого же объема с норвежской нефтью. «Постепенно выходим и приближаемся к тем объемам в 2 млн т, которые запланировали, – пояснил Александр Тищенко. – Создание запасов, обеспечение внутреннего рынка, экспорт, альтернативные поставки – по всем позициям работаем, как и было запланировано».
Напомним, что Белоруссия уже покупала норвежскую нефть в январе, затем еще четыре танкера через Клайпедский порт поставили трейдеры. Весь этот объем дальше по железной дороге отправился на «Нафтан». На Мозырский НПЗ тем временем через Одесский порт шла азербайджанская нефть (в марте – три танкера общим объемом 250 тыс. т). Президент Александр Лукашенко поставил задачу диверсифицировать поставки нефти таким образом, чтобы на долю российских компаний приходилось не более 30–40% общего объема.
Из-за отсутствия контрактов с основными российскими поставщиками в первом квартале 2020 года белорусские НПЗ работали с минимальной нагрузкой, обеспечивая в основном внутренний рынок и некоторые «критические» экспортные поставки.
В марте Минску и Москве удалось договориться об условиях поставок, однако эксперты отмечают, что способствовали этому условия на нефтяном рынке, а не успехи белорусской дипломатии или нормализация отношений. В условиях сформировавшегося на рынке избытка этого сырья власти Белоруссии поставили задачу не только законтрактовать необходимый для стабильной работы НПЗ объем нефти, но и создать стратегический запас. «На непредвиденные случаи необходимо создавать серьезный запас сырья (как нефти, так и топлива), который позволит не нарушать работу отраслей и не прерывать технологические процессы», – распорядился Лукашенко.
Эксперты отмечают, что в условиях кризиса из-за пандемии отношения между Москвой и Минском не только не улучшаются, но и ухудшаются. Так, на прошлой неделе глава МИД Белоруссии Владимир Макей довольно резко и совсем не дипломатично высказался в адрес России. Недавней союзнице припомнили недавнее закрытие границ без предупреждения, в результате которого многие белорусские туристы, купившие путевки через российские агентства, не могли вернуться домой, так как их не пускали на борт российских авиакомпаний. «Даже семьи разделяли: если муж белорус, а супруга – россиянка, на рейс сажали только супругу. Был случай, когда пытались разделить 5-летнего белоруса с отцом-россиянином», – рассказал Владимир Макей.
Глава МИДа заявил, что российские тесты на коронавирус некачественные, а те 10 тыс. тестов, которые Россия выделила Белоруссии бесплатно, используются только для тестирования российских транзитных пассажиров и дальнобойщиков, да и хватит их на 2,5 дня работы. «Вот эти 15 зараженных человек приехали из Нижнего Тагила – это тоже помощь России?» – язвительно заметил он по поводу тех российских граждан, которые приехали на работу на строящуюся Белорусскую атомную станцию. «В Нижнем Тагиле, по официальным данным, ноль случаев заражения COVID-19, а к нам из Нижнего Тагила на строительство АЭС приезжают 15 зараженных коронавирусом. Поэтому лучше бы каждому смотреть на то, что происходит у себя под носом, а не пытаться добавить ядовитой жидкости для розжига в соседний костер», – высказался Макей в связи с этим в адрес недавней союзницы. «Белорусско-российские отношения вошли в пандемию коронавируса в глубоком кризисе, а пандемия их окончательно добьет», – делает вывод политический обозреватель Артем Шрайбман.
Независимая газета. 13.04.2020