COVID-19: Кто из стран ЕАЭС быстрее вернется к нормальной жизни
Андрей Белобородов
Эксперты проанализировали, какие государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеют шансы первыми выйти из экономической рецессии, вызванной неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
На сегодня участниками ЕАЭС являются Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия и Молдавия (последняя страна находится в Союзе в статусе наблюдателя). Несколько дней назад главы этих государств провели совместное совещание (разумеется, удаленно, в видеоформате), на котором сверили часы в борьбе с актуальным вызовом человечеству. К слову сказать, в этих негативных реалиях ЕАЭС продемонстрировал куда более стойкую жизнеспособность, нежели другой союз — Европейский, который в первые дни коронавирусного кризиса на европейском континенте расписался в полной несостоятельности.
На том совещании страны договорились о координации действий в рамках Евразийского экономического союза. В частности, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с идеей создавать новые региональные производственно-технологические цепочки для поддержки экономик стран ЕАЭС. «Наши страны имеют значительные возможности по производству сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Мы могли бы продумать механизмы укрепления взаимодействия по повышению продовольственной самообеспеченности, максимального производства собственной готовой продукции, выходу на внешние рынки, обмену опытом в агронауке», — подчеркнул Токаев.
Показатели эффективности
Предлагаем проанализировать несколько экономических и политических факторов, чтобы составить рейтинг стран ЕАЭС по степени потенциала перебороть кризис. К экономическим критериям можно отнести следующие: успешность корпоративного управления, финансовая господдержка малому и среднему предпринимательству, прозрачность бизнес-среды, уровень коррупции, контроль над системами снабжения, соблюдение принципов свободы торговли и кооперации. Политические факторы определяются широко понимаемым доверием к власти. Ведь очевидно, что от уровня политической стабильности, на самом деле, зависит, насколько оперативно граждане самоорганизуются, сплотятся ради общего дела, чтобы справиться с этой заразой.
Итак, начнем с сумм поддержки властями стран ЕАЭС своих экономик на фоне пандемии COVID-19. В Казахстане такая помощь составила около 8,6 % от ВВП, в России превысила 5% от ВВП, в Армении — менее 3% (для сравнения, в Дании на поддержку экономики направлено до 13% от ВВП). К сожалению, в открытом доступе нет информации, сколько власти Белоруссии, Киргизии и Молдавии готовы потратить своих средств на поддержку предприятий и граждан. Известно лишь, что деньги на борьбу с коронавирусом эти страны запросили у западных фондов (как и когда отдавать с процентами — другой вопрос). Например, Белоруссия запросила у Европейского банка реконструкции и развития $1 млрд, Киргизия Молдавия у Международного валютного фонда — $250 млн, а Киргизия, также у МВФ, — $121 млн.
В качестве примера, рассмотрим финансовую помощь здравоохранению. Ведь именно эта сфера сегодня стала главной, сразу все эксперты заговорили о том, как недостаточно финансировали медицину. А сами медики, круглосуточно рискуя жизнью в борьбе с распространившейся угрозой, стали народными героями. По данным последнего опроса «Левада-центра», только 9% россиян оценивают ситуацию в здравоохранении страны как хорошую. Чтобы стимулировать медиков, правительство РФ выделило 45 млрд рублей на доплаты за работу с зараженными коронавирусом или людьми из группы риска. Кроме того, Министерство обороны России возводит 16 госпиталей (первый, построенный с нуля, уже открыт в Нижнем Новгороде). Из бюджета Казахстана на доплаты врачам планируется выделить более 40,5 млрд тенге (на российские деньги это порядка 7 млрд рублей). Власти Белоруссии не назвали конкретных сумм помощи своим медикам, министр здравоохранения Владимир Караник лишь уточнил журналистам, что доплаты задействованным в борьбе с инфекциями медикам будут «существенными».
Также немаловажна помощь бизнесу, локомотиву экономического развития стран-участниц ЕАЭС. В копилке РК — кредитные каникулы предпринимателям, приостановка налоговой и арендной платы, дорожная карта занятости с 7 тыс. проектов и 242 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, в Казахстане соцвыплаты на время карантина получают все, кто лишился работы. Крупнейшая центрально-азиатская республика была отмечена даже в британском журнале The Economist, отметив, что около 5 млн казахстанцев подали заявки на пособие с помощью специализированного сайта.
В России вслед за Казахстаном малому и среднему бизнесу была предоставлена прямая безвозмездная помощь от государства, а также продлены на шесть месяцев сроки уплаты налогов. Из российских инициатив следует отметить программу льготной ипотеки под 6,5% годовых. Это поддержит строительный бизнес и позволит не допустить появления новых обманутых дольщиков.
Идем дальше. Проанализируем реакцию властей на пандемию. Первой страной ЕАЭС, начавшей достаточно серьезно реагировать на негативные коронавирусные процессы, стал Казахстан. Президент Токаев ввел в республике чрезвычайное положение еще 16 марта, когда в Казахстане было подтверждены всего шесть случаев коронавирусной инфекции (без летальных исходов). Согласно президентскому указу, в Казахстане было ограничено функционирование крупных объектов торговли, остановлена деятельность торгово-развлекательных центров, запрещены массовые зрелищные и спортивные мероприятия. Также были закрыты границы страны (за исключением крайне ограниченной категории лиц, в основном, дипперсонала).
В Армении чрезвычайное положение было объявлено также с 16 марта. ЧП на территории Молдавии было введено с 17 марта. С 25 марта чрезвычайное положение было введено в Киргизии, но не на всей территории, а только в столице Бишкеке и ряде районов республики. В Белоруссии, как мы знаем, особых жестких мер для борьбы с распространением коронавируса не предпринимали вообще.
Усиленные меры (на введение режима ЧП, но подобный набор ограничений, связанных с массовым скоплением людей) Российская Федерация предприняла поэтапно. С 16 марта был ограничен допуск посетителей в музеи и театры, а также на стадионы, затем с 28 марта были закрыты заведения общепита и торгово-развлекательные центры, а 30 марта Россия полностью закрыла свои границы.
Прогноз «Стабильный»
Проанализируем третий фактор — самоорганизацию граждан, которая вытекает из такого немаловажного показателя как доверие к власти. Последние опросы в России и Казахстане свидетельствуют, что люди всерьез оценили риски пандемии. По данным ВЦИОМ, 70% россиян ограничили контакты с другими людьми, боясь заразиться коронавирусной инфекцией. По данным маркетинговой компании «Nielsen Казахстан», 76% опрошенных казахстанцев ограничили передвижение по городу, понимая опасность COVID-19. В вопросах личной гигиены 80% казахстанцев сообщили, что стали чаще мыть руки (в России — 61%). По данным опроса Gallup, 59% опрошенных в Армении согласились, что готовы пожертвовать некоторыми из своих прав, если это поможет предотвратить распространение вируса.
Эксперты уже сейчас делают прогнозы, насколько быстро и без потерь страны ЕАЭС выйдут из экономического кризиса. Например, ведущий аналитик американской компании S&P Global Ratings Макс Макгроу, оценивая макроэкономические показатели Казахстана, заявил о прогнозе «Стабильный». «Прогноз «Стабильный» по суверенным рейтингам отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными. Мы также надеемся на преемственность политики при новом президенте Казахстана», — цитирует аналитика «Forbes Казахстан».
Что касается России, то по мнению ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, дефолт России не грозит. «Рисков государственного дефолта, как в 1998 году, пока не просматривается, даже если приток выручки с нефтегазового рынка еще больше сократится», — прокомментировал эксперт.
Таким образом, по итогам нашего анализа основных мер, предпринятых станами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по борьбе с пандемией и кризисом, тройка лидеров, имеющих шансы первыми выйти из экономической рецессии выглядит следующим образом:
1. Казахстан
2. Россия
3. Армения
Но повторим, что мы не ставили целью противопоставить страны, действующих в едином экономическом пространстве. Очевидно, что бороться с такой глобальной напастью возможно лишь сообща, и опыт каждой государства в данной ситуации максимально ценен для апробирования его в соседних странах.
Независимая газета. 22.04.2020