На защиту армянской конституции встал коронавирус
Айк Халатян, Ереван; Кирилл Кривошеев
Армения стала очередной страной, где из-за распространения коронавируса СOVID-19 пришлось перенести всенародное голосование. Речь идет о конституционном референдуме, который должен был пройти 5 апреля, а теперь, судя по всему, будет отложен до июня. Кроме того, страна на месяц полностью запрещает въезд иностранцев и ограничивает торжества — гостей на них должно быть не больше 20. Однако самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) эти меры не коснутся.
В понедельник прошло внеочередное заседание армянского правительства, на котором было принято решение о введении режима чрезвычайного положения (ЧП) сроком на месяц. Как уточнил премьер страны Никол Пашинян, новые правила будут действовать с 17:30 16 марта по 9:00 14 апреля, а за их соблюдением будет следить вице-премьер Тигран Авинян. Позднее режим ЧП одобрил парламент страны.
Таким образом в Армении, наконец, решился вопрос об отмене конституционного референдума, запланированного на 5 апреля. Объявлять об этом отдельно властям даже не пришлось.
Согласно действующему закону, «референдум не может проводиться во время чрезвычайного или военного положения, независимо от размера территории, которую охватывает чрезвычайное или военное положение».
Отметим, что Армения не первая страна, в которой пришлось перенести из-за коронавируса выборы или референдум. Аналогично поступили, например, власти Сирии, где 13 апреля должны были пройти парламентские выборы, и Италии, где 29 марта ожидался референдум о сокращении числа депутатов.
Напомним, на всенародном голосовании в Армении должен был решиться вопрос об отставке семи из девяти членов Конституционного суда (КС) страны во главе с председателем — Грайром Товмасяном. Формальным поводом для этого станет то, что они были назначены до вступления в силу действующей конституции Армении.
После прихода к власти в 2018 году Никол Пашинян отправил в отставку всех глав государственных ведомств, которые демонстрировали лояльность старым политическим элитам и отказывались переходить на его сторону. Кроме того, господин Пашинян провел досрочные парламентские выборы, обеспечив своему блоку «Мой шаг» полномасштабный контроль над всеми решениями. Однако с одним органом — Конституционным судом — так поступить не удалось. Согласно действующим законам, ни у премьера, ни у парламента просто нет полномочий для его роспуска. При этом сохранение нынешнего состава суда Никола Пашиняна не устраивает категорически — тем более что полномочия судей ограничены лишь возрастом 65 лет, а сейчас его главному политическому оппоненту Грайру Товмасяну только 49 лет.
Стоит отметить, что до последнего момента проведение референдума оставалось под вопросом даже для армянских чиновников.
Более того — еще 12 марта господин Пашинян активно участвовал в агитационной кампании и утверждал, что оснований для того, чтобы ее прерывать нет. На тот момент в стране было выявлено всего четыре случая коронавируса COVID-19, однако к 16 марта их стало уже 30.
В ходе поездки по стране господин Пашинян даже успел пообщаться с одним из носителей вируса — но его статус был подтвержден уже после контакта. «У нашего гражданина, который вернулся из Италии, сегодня в городе Мегри был обнаружен коронавирус,— рассказал армянский премьер на своей странице в Facebook 15 марта.— Выяснилось, что я имел с ним краткосрочный контакт. Мы общались с ним очень коротко в городе Вайк, когда зашли в кафе-бистро». Господин Пашинян пообещал в случае заражения немедленно самоизолироваться, но делать это не пришлось — тесты, которые экстренно сделали он и члены его семьи, оказались отрицательными.
Новая дата проведения референдума пока неизвестна, но, вероятнее всего, это будет середина июня. Согласно закону, несостоявшийся из-за ЧП референдум должен пройти «не ранее чем через 50 и не более чем через 65 дней после окончания военного или чрезвычайного положения».
По мнению директора ереванского Института Кавказа Александра Искандаряна, такая отсрочка может несколько изменить баланс сил между сторонниками и противниками поправок. «По тем опросам, что есть сейчас, популярность властей достаточна для того, чтобы считать положительный исход референдума реалистичным. Но сказать, что эта задача легкая, нельзя. Она непростая»,— сказал он “Ъ”. Другой армянский эксперт, политтехнолог Карен Кочарян заявил “Ъ”, что исход референдума будет зависеть от того, насколько успешно власти справятся с распространением коронавируса.
Другие ограничения, которые предполагает режим чрезвычайного положения, тоже достаточно жесткие. Это запрет на выезд из республики для граждан Армении, кроме водителей, осуществляющих грузоперевозки. Это также запрет на въезд иностранцев — кроме дипломатов и лиц, имеющих право на постоянное проживание в стране. Авиасообщение между Арменией и Россией тоже будет фактически прекращено на 14 дней: летать будут только самолеты, вывозящие граждан РФ из Армении и наоборот.
Кроме того запрещаются все мероприятия свыше 20 человек, включая семейные торжества. Разрешать ли любое массовое собрание, остается на усмотрение специальной комендатуры. Необходимость такой меры успел подтвердить случай с жительницей Эчмиадзина, имя которой не разглашается. Из 30 жителей Армении, у которых был выявлен коронавирус, 18 контактировали с нею. В конце февраля эта женщина вернулась из Милана, но проигнорировала рекомендацию о добровольном уходе на карантин и активно участвовала в подготовке торжества, посвященного помолвке сына. Гостями застолья стали около 40 человек, часть из которых заболели.
Поэтому вечером воскресенья, 15 марта, меры предосторожности при въезде в Эчмиадзин и выезде из города были усилены. Всем покидающим город в обязательном порядке измеряют температуру и при любом превышении нормы требуют остаться. Такая мера привела к автомобильной пробке. При этом уже к полудню понедельника удалось обнаружить 129 человек с высокой температурой.
В самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) аналогичной обеспокоенности в связи с распространением COVID-19 нет — ни одного случая этого заболевания там не выявлено.
Более того — уже 31 марта там должны пройти президентские и парламентские выборы, и заявлений об их переносе пока не прозвучало. Как заявил “Ъ” пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян, на повестке вопрос отмены выборов не стоит, но применяются профилактические меры. Например, кандидатам рекомендовано не проводить встречи в помещениях.
Как заявил Никол Пашинян, он обсудил этот вопрос с президентом НКР Бако Саакяном и договорился призвать граждан пересекать границу непризнанной республики лишь «в случае крайней необходимости». На границе им также будут измерять температуру и в случае превышения нормы «просить вернуться домой».
Коммерсантъ. 16.03.2020