Лукашенко уверен, что выиграл нефтяную войну с Москвой
Антон Ходасевич
В Минске заявляют, что во втором квартале белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут обеспечены нефтью на 100%. При этом российская нефть будет поступать на условиях Минска. Однако детали договоренностей белорусские чиновники не разглашают, что дает экспертам основания сомневаться в достоверности этих заявлений.
О том, что Россия приняла условия Белоруссии по поставкам нефти, в субботу во время специального совещания на эту тему заявил президент Александр Лукашенко. Более того, из его слов следовало, что инициатива в этот раз исходила от российской стороны. «Я поручал, чтобы рассмотрели новые предложения Российской Федерации по поставкам углеводородного сырья.
Такие предложения от россиян поступили три дня назад. Я так понимаю, россияне полностью пошли на наши предложения по поставкам нефти?» – поинтересовался Александр Лукашенко. «Да, эти предложения поступили», – ответил ему глава администрации Игорь Сергиенко.
Президент Белоруссии дал понять, что обстоятельства вынудили Россию пойти на белорусские условия. «Главное, что согласия российской стороны на наши предложения уже в конце первого квартала пошли. Ну, неважно там, под какими обстоятельствами и по каким причинам – мы видим ситуацию на нефтяном рынке, на рынке углеводородов. Мы понимаем, что природный газ привязан к нефти, идет падение цен на нефть, значит, и цены на газ должны быть ниже», – добавил Лукашенко. На этом официальная информация о сказанном в ходе совещания заканчивается.
По окончании совещания журналисты поинтересовались о деталях предложений и договоренностей у главы концерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова. Однако это не добавило ясности. «В ближайшее время, когда сформируем пакет предложений из всех источников, тогда уже можно будет говорить об окончательном ценообразовании», – уклончиво ответил он. Из сказанного можно сделать вывод, что пока об окончательной цене стороны не договорились. «В абсолюте цену не называют. Это, скажем так, формульное ценообразование… будем, безусловно, вырабатывать решения по наиболее эффективному ценообразованию», – пояснил Рыбаков. Цена на нефть, по его словам, «зависит от рынков и обстоятельств, связанных с огромным количеством факторов».
Напомним, что нефтяные распри Москвы и Минска разноплановы. Начались они со спора по поводу компенсации Белоруссии последствий российского налогового маневра в нефтяной сфере. Однако постепенно эта тема ушла на второй план и камнем преткновения стали текущие условия поставок нефти в Белоруссию. В частности, белорусская сторона отказалась выплачивать поставщикам премию, размер которой составлял около 10 долл. за тонну, мотивируя это изменением рыночной конъюнктуры. При запланированном объеме поставок в 24 млн т цена вопроса составляла 240 млн долл. При этом в Минске заявляли, что готовы платить за саму нефть по мировым ценам.
Когда рынок нефти обрушился, эксперты в Минске заговорили о том, что сейчас России и Белоруссии было бы логично прийти к компромиссу, однако это было бы логично, если бы речь шла только об экономике. В отношениях же союзниц доминирует политическая мотивация. В Минске неоднократно подчеркивали, что все выдвигаемые Россией условия нацелены на то, чтобы склонить Белоруссию к «более глубокой интеграции», которая должна закончиться инкорпорацией.
Кроме того, доверие к заявлениям Лукашенко уже подорвано предыдущими событиями. Ранее он уже анонсировал, что они с президентом России Владимиром Путиным договорились, а когда в Москве опровергли это утверждение, белорусский лидер обвинил в срыве договоренностей российских чиновников, которые якобы переврали договоренности двух президентов.
Аналогичная ситуация произошла и сейчас в отношении поставок продовольствия. Александр Лукашенко в минувшую пятницу заявил, что российские ретейлеры обратились к Белоруссии с просьбой о поставках. «Дайте продукты питания, потому что у нас начинается дефицит. Конечно, мы формируем партии и отправляем, и цена уже совсем другая», – рассказывал президент Белоруссии. Однако уже на следующий день, в субботу, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет 24 крупнейшие розничные торговые сети, работающие в России, обнародовала специальное заявление на этот счет. «Российские торговые сети не направляли подобных обращений и не испытывают дефицита продукции… существующие запасы на складах, в распределительных центрах и магазинах позволяют удовлетворить спрос покупателей в любом объеме», – говорится в нем.
Справедливости ради стоит уточнить, что российское правительство также подтвердило, что Белоруссия и Россия смогли договориться относительно поставок нефти. «Главы правительств отметили достижение принципиальных договоренностей по параметрам сотрудничества в нефтяной сфере, учитывающих взаимные интересы сторон», – говорится в сообщении правительства о содержании телефонного разговора премьер-министров Михаила Мишустина и Сергея Румаса, который состоялся 21 марта. В нем отмечается, что реализация этих договоренностей позволит обеспечить поставку российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Республики Беларусь «в полном объеме», однако относительно условий ничего не сообщается.
Добавим, что, согласно официальной информации, Белоруссия продолжает переговоры относительно поставок нефти, альтернативных российским. «Обсуждались различные предложения поставщиков из Российской Федерации, также и продолжение работы по поставкам из альтернативных источников», – рассказывал Андрей Рыбаков после совещания у Лукашенко. «Мы обсуждали вопросы диверсификации поставок энергоресурсов с участием польской стороны. Мы говорили о конкретных проектах, и есть понимание, что необходимо двигаться дальше, и результаты могут быть достигнуты в ближайшее время», – заявил глава МИД Белоруссии Владимир Макей после видеопереговоров с министром иностранных дел Польши Яцеком Чапутовичем и уполномоченным правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петром Наимским. Также на неделе в концерне «Белнефтехим» сообщали, что не исключают и покупок нефти из Саудовской Аравии в свете заявлений этой страны о рекордно низких ценовых предложениях. «Движения на рынке следует ждать после 1 апреля, а пока ведутся переговоры, рассматриваются различные варианты работы», – пояснял пресс-секретарь концерна Александр Тищенко.
Независимая газета. 22.03.2020