Вопрос накрылся Крымом
Украинский президент Владимир Зеленский посвятил дебютное выступление на Мюнхенской конференции по безопасности войне на востоке своей страны. Он выступил сразу с несколькими инициативами, предложив по-новому разводить силы противников в Донбассе и вернуть обсуждение вопроса принадлежности Крыма в мировую повестку, например, через создание под это отдельной переговорной площадки. В последнем он рассчитывает на помощь США. Президента Украины выслушал спецкор “Ъ” Владимир Соловьев.
Выступление Владимира Зеленского было организовано очень странно. Первая странность — выбор места выступления. По неизвестной причине он дебютировал на конференции в Мюнхене на небольшой площадке отеля Bayerischer Hof — в зале Townhall, скорее похожем на комнату. Это помещение вмещает меньше людей, чем Conference Hall, где в этот же день о мировых проблемах говорили президент Франции Эмманюэль Макрон, госсекретарь США Майкл Помпео, глава МИД России Сергей Лавров, а раньше выступал и прежний президент Украины Петр Порошенко.
Среди украинских журналистов обсуждалась версия о том, что команда президента Зеленского выбрала небольшую площадку, чтобы не повторить конфуз господина Порошенко, который в 2018 году выступал здесь хоть и в главном зале, но в полупустом.
Вторая странность состояла в том, что одновременно с Владимиром Зеленским в Bayerischer Hof, но, опять же, в Conference Hall, выступал китайский министр иностранных дел Ван И. С учетом того, сколько времени, внимания и возмущения на этой конференции посвящают Китаю высокопоставленные участники из разных стран, заранее было ясно, кем из двух спикеров аудитория заинтересуется больше. Ожидания оправдались — среди слушателей Владимира Зеленского не было ни одного главы государства. Не было там и глав МИД влиятельных европейских стран. С другой стороны, зал был полный.
Владимир Зеленский первым делом констатировал очевидный факт: его страна больше не привлекает столько внимания, сколько ей уделяли в начале украинского кризиса в 2014 году и в последующие годы.
Комментируя экспертный доклад о ситуации в мире, который традиционно публикуется перед Мюнхенской конференцией, господин Зеленский сказал, что его лично и 65 млн живущих на планете украинцев смущает, что в отчете только восемь упоминаний об Украине.
«Это, к сожалению, самый низкий показатель с начала войны и аннексии Крыма,— посетовал Владимир Зеленский. — В связи с этим у меня как у президента страны, которая шестой год защищает свой суверенитет и территориальную целостность, возникает справедливый вопрос: а не рано все начали успокаиваться?»
Снижение интереса к своей стране он назвал опасной тенденцией. И заявил, что считает некорректным говорить «война в Украине»: «Это — война в Европе. И она вместе с аннексией Крыма уже длится столько же, сколько Вторая мировая война».
Владимир Зеленский признался, что он не против и будет даже счастлив, если из международных докладов вообще исчезнут упоминания об Украине, но произойти это должно лишь после того, как на востоке его страны настанет мир, а утраченные территории — и Донбасс, и Крым — вернутся.
Заверив, что Киев «как никто другой» стремится остановить войну, господин Зеленский объяснил, как ему это хотелось бы сделать. Он отметил, что, в первую очередь, огонь на востоке должен быть полностью прекращен. Для этого Украина предлагает по-новому развести конфликтующие стороны — по секторальному принципу. «Осуществляется постепенное разведение сил и средств. Переход от одного сектора к следующему возможен только после того, как специальная мониторинговая миссия ОБСЕ верифицирует, что в секторе отсутствуют какие-либо незаконные вооруженные формирования, вооруженные войска и военная техника»,— пояснил украинский лидер, не вдаваясь в другие детали.
Киев, сообщил он, намерен в ближайшее время подробно проинформировать участников «нормандского формата» (Германия, Россия, Украина, Франция) о содержании этой инициативы. Примечательно, что во время декабрьского саммита «нормандцев» в Париже, Украина отказалась от идеи развести силы и средства противников сразу по всей линии соприкосновения, хотя изначально соглашалась.
Когда Владимир Зеленский заговорил о политическом урегулировании конфликта в Донбассе, стало ясно, что Киев продолжит добиваться изменения последовательности выполнения пунктов Минских соглашений, а в идеале и самих договоренностей.
Так, по его словам, местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) должны пройти только тогда, когда Украина вернет контроль над неподконтрольным ей сейчас сегментом границы с Россией. Причем господину Зеленскому хотелось бы, чтобы эти выборы прошли уже в этом году — одновременно с запланированными на осень местными выборами по всей стране. «Людям на Донбассе нужны выборы, которые будут признаны Украиной и всем миром легитимными. И они не могут быть такими, если пройдут не по украинскому законодательству, под звуки выстрелов и без контроля над нашей границей»,— заявил Владимир Зеленский.
Здесь, однако, проблема в том, что Москва, так же как ДНР и ЛНР, с таким подходом не согласна и указывает Киеву на п.9 «Комплекса мер по выполнению минских соглашений», где прописана иная последовательность: сначала выборы, и только потом решение вопроса с границей.
В своей речи Владимир Зеленский несколько раз упомянул Крым — в контексте его возвращения Украине. «Я твердо убежден, что без прекращения огня на востоке Украины и возвращения Крыма мы не можем починить поврежденную региональную безопасность в Европе»,— заявил он. О Крыме в Мюнхене говорил не только президент Украины. Про полуостров вспоминали и президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, и госсекретарь США Майкл Помпео. Они констатировали, что Крым был аннексирован, но никто из них ни слова не говорил о том, что Россия должна его вернуть.
Владимиру Зеленскому явно не по душе, что переговоры и разговоры в мире ведутся только о решении конфликта в Донбассе и реинтеграции ОРДЛО в состав Украины. Уже в режиме ответов на вопросы, комментируя переговоры в «нормандском формате», президент Украины выразил недовольство тем, что четверка не обсуждает проблему Крыма.
«Что мне в нем ("нормандском формате".— “Ъ”) нравится, что он дает пусть небольшие для кого-то, но все же результаты. А не нравится, что вопрос Крыма не обсуждается мощно. Совсем»,— заявил господин Зеленский. И продолжил: «Нужно вносить и мощно обсуждать этот вопрос. Это тоже оккупированная наша территория. Может нужна новая площадка? Вот тут могли бы сильнее повлиять США, мне кажется».
Коммерсантъ. 15.02.2020