Вице-министр торговли и интеграции Казахстана: Евразийские институты – уникальная площадка для переговоров
В рамках пресс-тура журналистов стран ЕАЭС в г. Нур-Султан участники мероприятия встретились с вице-министром торговли и интеграции Республики Казахстан Жанель Кушуковой.
ИАЦ МГУ обсудил с вице-министром важность евразийской интеграции для Казахстана, позицию страны по вопросу обращения Кыргызстана в ВТО и ключевые направления развития казахстанской экономики.
Желание Казахстана сотрудничать в ЕАЭС продиктовано экономическими интересами страны. По мнению вице-министра, расширение союза способствует выходу на новые рынки, а также повышает инвестиционную привлекательность стран-участниц.
- Эксперты все чаще говорят о необходимости создания мета-проектов ЕАЭС. В какой отрасли могли бы быть такие проекты, исходя из интересов Казахстана?
- В качестве приоритетных отраслей для Республики Казахстан можно обозначить машиностроение, пищевую промышленность и сельское хозяйство. Если ранее особое положение занимала энергосоставляющая (развитие энергоресурсов, разведка, добыча и продажа), то сейчас больше внимания уделяется разработке перерабатывающего сектора. Казахстан заинтересован в вопросах внутренней кооперации в рамках ЕАЭС. Однако на первых этапах, очевидно, не может быть полностью законченных циклов производства, в особенности, если это касается технически сложных товаров.
- Одной из важнейших проблем евразийской интеграции называют барьеры и изъятия, какое здесь видение у Казахстана?
- Что касается барьеров и изъятий, то это особенности национального законодательства, которые будут ему свойственны и останутся в нем. Практически у каждого такого изъятия есть свой период, до какого момента он будет действовать. Борьба с ними – не самая важная задача.
А вот проблема барьеров начинает возникать в связи с функционированием свободного рынка. На мой взгляд, некоторые из этих барьеров – ответ на то, что начинается оживление бизнеса. Он понимает, что есть достаточно большой рынок, на который можно уйти, больше продавать и получать больший доход. В этот момент другая сторона понимает, что появилась конкуренция. Следом, она создает барьеры.
Это явление является положительным индикатором, свидетельствующем о том, что бизнес развивается, однако, с ним же и нужно бороться. Данный вопрос стоит одним из первых в рамках совещаний первых заместителей премьеров правительств. Недавно договорились разбирать по отдельности каждый барьер, обсуждать, чем конкретно он мешает, в каком нормативном акте содержится. Учитывая наши общие обязательства о безбарьерной среде, я думаю, что каждое правительство займется решением вопроса в ближайшее время.
Что касается документооборота, то на данном этапе мы договорились об информатизации процессов. Для этого необходимо, прежде всего, ведение нормальной системы отслеживания перемещения товаров по территории ЕАЭС. Этому направлению сейчас уделяется большое значение.
Более того, мы считаем, что все должно происходить поэтапно. И, если какая-либо из сторон не готова на текущем этапе присоединиться к данной системе, то этот факт не должен тормозить другие государства.
- Одной из самых актуальных новостей на пространстве ЕАЭС является подача жалобы Кыргызстана на действия Казахстана в ВТО. Каковы претензии кыргызской стороны, и какова позиция РК?
- По поводу заявления властей Кыргызстана о нарушениях Казахстаном «ключевых» норм торговых соглашений ВТО можем сказать, что никаких нарушений за нами не было. Меры, которые сейчас предпринимаются в отношении кыргызских переводчиков, направлены на налоговое регулирование перемещаемых товаров.
Что касается других членов ВТО, то ими вообще было отмечено, что данные вопросы нужно решать в двухстороннем формате (в связи с чем заявление Кыргызстана их удивило).
Надо сказать, что в прошлом году наши органы государственных доходов начали жестко регулировать торговлю Казахстана с Китаем. Стоит отметить мероприятия, связанные с регламентом веса начисления, а также таможенной стоимости. Как только казахская сторона «закрутила гайки» на своей территории, бизнес переориентировался на Кыргызстан. В Кыргызстане части товаров не находится предназначения, в связи с чем, большой поток идет через территорию РК в Россию. Так, водители грузовиков с товаром народного потребления заявляют на въезде, что они идут транзитом на территорию Российской Федерации, а на деле «теряются» по дороге.
В итоге, все это оседает здесь, что вызывает другие проблемы: либо вообще не платятся внутренние импортные пошлины на ввозе, либо же платятся очень маленькие (т.е. все страны недополучают денег в бюджет), не платится НДС на импорт (а это 12% от таможенной стоимости, что является крупной суммой). И самое главное, что терпят от этого ущерб наши местные предприниматели, которые действуют в рамках закона. Эти вопросы мы будет поднимать на площадках Высшего Евразийского экономического совета и ВТО уже на текущей неделе.
- Как объяснить обычным гражданам из стран-участниц ЕАЭС причину существования союза?
- В данном случае необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, СМИ далеко не всегда доносят до граждан позитивную повестку. А успехи сотрудничества стран ЕАЭС действительно есть. Так, в целом товарооборот растет. Может, не такими темпами, как хотелось бы. Но тут необходимо понимать, что ничего не делается быстро. Особенно в наших условиях. Во-вторых, как я уже сказала, появление барьеров говорит об оживлении бизнеса, а борьба с ними – об эффективности предпринимаемых мер.
В условиях отсутствия площадок ЕАЭС переговоры проходили бы куда менее продуктивно. Кроме того, само население может свободно перемещаться и устраиваться на работу в странах союза. Есть соглашение по пенсионному обеспечению, заключающееся в том, что человек может получать его на территории другой страны-участницы союза в случае смены места жительства. Такие моменты важно доносить до населения.
ИАЦ МГУ. 24.02.2020