Узбекистану и Таджикистану выгоднее всего сотрудничество с ЕАЭС

Прежде всего Узбекистану, Таджикистану, а также Молдове было бы целесообразно рассмотреть возможность углубления торгово-экономического сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, — таково заключение исследования, проведенного главным редактором аналитического портала «Евразийские исследования» Юрием Кофнером для Венского института политики безопасности.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) заинтересована в расширении торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и соседними странами. Цель исследования состояла в том, чтобы определить приоритетность возможности расширения торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и четырьмя странами СНГ — Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном и Таджикистаном — путем сравнения торговой взаимодополняемости; уровня обработки экспорта; диверсификации торговли; географической структуры торговли; экономического и демографического размера; торговой «гравитации»; общественной поддержки; и средней тарифной защиты.

Индекс торговой взаимодополняемости с ЕАЭС является самым высоким у Молдовы (почти 50%) и Узбекистана (~36,3%). Он также значителен для Таджикистана (~33,4%). Молдова также имеет самую высокую долю обработанных товаров в структуре экспорта в ЕАЭС — почти 60%. Доля обработанных и полу-обработанных товаров в экспорте Узбекистана в ЕАЭС составляет почти 42%.

С одной стороны, четыре исследованные страны СНГ составляют лишь незначительную долю в структуре внешней торговли ЕАЭС, причем лишь на долю Узбекистана приходится немногим более 1% экспорта Союза. С другой стороны, ЕАЭС является важным торговым партнером для Таджикистана, на его долю приходится более 38% объема внешней торговли республики, и для Узбекистана — почти 30%. Только почти 13% внешней торговли Молдовы приходится на ЕАЭС, тогда как около 70% приходится на ЕС. Хотя менее 2% азербайджанского экспорта идет в ЕАЭС (более половины идет в Европейский союз), более 20% импорта страны происходит из ЕАЭС.

Если бы Таджикистан стал членом Евразийского экономического союза, ему пришлось бы снизить свою среднюю тарифную защиту менее чем на 1 п.п., тогда как Узбекистану пришлось бы снова поднять ее всего на 0,4 п.п.

Сравнивая эти и другие результаты, исследователь приходит к выводу, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), с одной стороны, должна быть в первую очередь заинтересована в более глубоком торгово-экономическом сотрудничестве с Узбекистаном и Азербайджаном. С другой стороны, именно Ташкент и особенно Душанбе должны быть склонены к укреплению связей с ЕАЭС. Эта интерпретация также поддерживается опросами общественного мнения, которые показывают, что почти 70% граждан Узбекистана и Таджикистана выступают за более тесные экономические связи с Евразийским экономическим союзом.

Примечательно, что Министерство экономики и промышленности Узбекистана в октябре 2019 года обнародовало проект «Концепции комплексного социально-экономического развития республики до 2030 года», в котором планируется к 2021 году заключить соглашение о свободной торговле с ЕАЭС и «оценить целесообразность вступления в ЕАЭС и ВТО» к 2025 году.

В качестве рекомендаций исследование предлагает:

  • Пригласить Баку, Душанбе и Ташкент стать государствами-наблюдателями при ЕАЭС наряду с Молдовой, которая уже официально имеет такой статус с мая 2018 года.
  • Следующим шагом могло бы стать детальное изучение возможности заключения «Соглашений о всеобъемлющем экономическом партнерстве» с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном и Молдовой. Эти соглашения должны быть направлены на снижение тарифных и нетарифных барьеров, гармонизацию технических регламентов и санитарно-фитосанитарных мер, а также на создание необходимой правовой базы для расширения торговли услугами, взаимных ПЗИ, промышленного и цифрового сотрудничества. Стороны также могли бы рассмотреть возможность реализации этих соглашений о партнерстве в рамках более широкой дорожной карты сотрудничества с конечной потенциальной целью вступления в Евразийский экономический союз.
  • В целом Евразийской экономической комиссии следовало бы придерживаться стратегией «разно-скоростной интеграции» в евразийском регионе, согласно которой она предлагает разные форматы сотрудничества с разной глубиной интеграции, как для государств-членов ЕАЭС, так и для других постсоветских стран, в зависимости от их национальных интересов и имеющегося уровня конвергенции.

Полный текст исследования на английском языке опубликован здесь.


Евразийские исследования. 04.02.2020

Читайте также: