Токсичный гость: Помпео совершил турне по постсоветскому пространству
Ксения Логинова
Завершилось турне госсекретаря США Майка Помпео по постсоветскому пространству. Глава Госдепа посетил Украину, Белоруссию, Казахстан и Узбекистан. Как таковой повестки у визита не было. Возросший интерес США к ближайшим союзникам Москвы связан с желанием оторвать их от России вслед за Украиной. Осуществлять новый курс в зоне стратегических интересов России решено при помощи американских вливаний в регион, оживления политического диалога и сотрудничества. Подробности — в материале «Известий».
Без прорыва
Дипломатический марафон по постсоветским странам госсекретарь США Майк Помпео начал с Украины, самой лояльной Вашингтону страны из всех четырех государств, которые госсекретарю предстояло посетить. В Киев высокопоставленные американские чиновники не приезжали с начала скандала, разразившегося в связи с предполагаемым давлением Дональда Трампа на украинского лидера Владимира Зеленского.
После обнародования стенограммы телефонного разговора президентов США и Украины демократы запустили процедуру импичмента в конгрессе. В Демократической партии утверждают, что летом 2019 года хозяин Белого дома на время заморозил выделение средств на военную помощь Украине, связав его разморозку с началом в Киеве расследования в отношении работавшего в украинской компании Burisma Хантера Байдена — сына Джо Байдена, считавшегося главным противником Трампа от Демократической партии на предстоящих президентских выборах.
Перед визитом Помпео слушания по импичменту переместились из палаты представителей в сенат. Подлила масла в огонь и публикация The New York Times фрагментов еще не опубликованных мемуаров бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. В них, в частности, сообщается, что американский лидер на самом деле пытался увязать оказание военной помощи Киеву с проведением расследования деятельности Байденов на Украине.
Несмотря на разгоревшийся скандал, в Киеве Помпео встречали радушно. Президент Владимир Зеленский уверял, что «США были, есть и будут ключевым союзником Украины в деле защиты ее суверенитета», отдельно отметив, что «очень высоко ценит» усилия президента Трампа. По словам украинского лидера, Киев хотел бы расширения сотрудничества с Вашингтоном во всех сферах, включая закупку вооружений.
В США демократы обвиняют администрацию Трампа в отсутствии внятной политики в отношении Киева и вообще большого интереса к Украине. Помпео, в свою очередь, рассказывал о «практических шагах» Вашингтона по поддержке Украины и сдерживанию России. Накануне его визита США расширили черный список по Крыму, в который попали восемь граждан России и Украины, а также российская компания, занимающаяся железнодорожными перевозками на полуостров. Глава Госдепа в очередной раз поддержал создание Православной церкви Украины.
Несмотря на взаимные заверения в дружбе, какого-либо прорыва в отношениях Вашингтона и Киева этот визит не принес.
Нефть для «последнего диктатора Европы»
Из украинской столицы Майк Помпео отправился в Минск. Это был первый визит главы Госдепа США в Белоруссию с начала 1990-х годов. В Минске американского госсекретаря принимали министр иностранных дел страны Владимир Макей и президент Александр Лукашенко, который сразу же заверил гостя, что тот приехал «в нормальную страну, где живет нормальный народ, готовый работать на стабильность и мир».
Визит проходил на фоне кризиса в отношениях с Россией: сторонам до сих пор не удалось согласовать условия поставки нефти в Белоруссию. Минск хотел бы покупать российскую нефть на прошлогодних условиях, а это невыгодно Москве. Учитывая годовой объем поставок в 24 млн т, Россия может потерять как минимум $1,6 млрд.
В настоящее время Минск начал закупать топливо у Норвегии, а также прорабатывает вопрос поставок из Казахстана. Помпео сразу же подсуетился, предложив белорусам покупать американскую нефть. «США хотят помочь Белоруссии создать свое собственное суверенное государство. Наши производители энергоресурсов готовы обеспечить вас необходимой нефтью на 100%, по конкурентным ценам», — заявил он. Несмотря на то что поставки едва ли реальны, это важно на фоне переговоров с Москвой.
Высокопоставленные американские чиновники в последнее время зачастили с визитами в Белоруссию: в августе прошлого года Минск посетил занимавший тогда пост советника президента США по безопасности Джон Болтон, в сентябре — заместитель госсекретаря США Дэвид Хейл. Несмотря на это, между сторонами остается много противоречий.
Против некоторых высокопоставленных белорусских чиновников, включая президента страны Александра Лукашенко, продолжают действовать американские санкции. Их ввели в 2006 году, после выборов главы государства. Тогда США и Евросоюз обвинили белорусские власти в «подрыве демократических институтов» и «нарушении прав человека», а американский лидер Джордж Буш-младший назвал Лукашенко «последним диктатором Европы». В очередной раз ограничительные меры продлили летом 2019 года. На сайте Белого дома сообщается, что основная причина сохранения санкций в том, что белорусская политика «представляет собой чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США».
По этой же причине в Белоруссии нет американского посла, а в США — белорусского. Вернуть в столицы глав дипмиссий было решено еще в прошлом году, во время визита Дэвида Хейла, однако до сих пор не известно ни имя американского посла, ни предполагаемая дата его приезда в Минск.
Представители белорусской оппозиции возлагали большие надежды на визит Помпео. Они передали письмо в американское посольство в Минске, в котором называли «главное условие для перемен в стране» — это проведение «честных, свободных выборов [президента в 2020 году] по стандартам ОБСЕ». По мнению противников Лукашенко, эта тема должна стать первой на переговорах госсекретаря с президентом Белоруссии и министром иностранных дел страны.
Поднимался ли этот вопрос во время встречи, не уточняется. Помпео всячески давал понять, что Минск, по мнению Вашингтона, встал на путь исправления. «Мы будем рассматривать, какие санкции можно снять. Пока что мы до этой точки не дошли. Но такие моменты, как сегодня, приближают к этой цели», — заявил глава американского Госдепа перед вылетом в Нур-Султан.
Помешать интеграции
Казахстан наряду с Белоруссией входит в ключевые интеграционные структуры на постсоветском пространстве — ОДКБ и ЕАЭС и считается одним из главных союзников Москвы на постсоветском пространстве.
Однако это не мешает стране активизировать свои связи с США. В Нур-Султане госсекретарь встретился не только с главой МИДа Мухтаром Тлеуберди, но и с президентом Касым-Жомартом Токаевым и его предшественником Нурсултаном Назарбаевым.
Он, в частности, рассказал, что в настоящее время объем американских инвестиций в Казахстане превысил $45 млрд, всего в стране действует 410 совместных предприятий. Помпео отметил, что взаимодействие можно и расширить. «Мы полностью поддерживаем свободу Казахстана выбирать, с какой страной вести бизнес. Но я уверен, что наибольшую прибыль страны получают тогда, когда сотрудничают с американскими компаниями», — заявил госсекретарь, намекая на тесные связи страны с Россией и Китаем.
По словам Помпео, нефтегазовые корпорации из США будут продолжать инвестировать в ресурсодобычу Казахстана. Помимо этого госсекретарь отметил помощь центральноазиатской страны в борьбе с коронавирусом и «мирном процессе» в Афганистане.
Сотрудничество Казахстана и США оживилось в 2018 году, после того как Нурсултан Назарбаев встретился с Трампом в Вашингтоне. В результате лидеры подписали свыше 20 коммерческих документов на сумму свыше $7,5 млрд, заключили три межправительственных соглашения. Помимо этого стороны договорились, что ВМС США на коммерческой основе могут использовать порты Курык и Актау на Каспийском море для транспортировки грузов в Афганистан.
Вслед за Назарбаевым в американскую столицу в 2018 году на встречу с Трампом прилетал узбекский лидер Шавкат Мирзиеев, подписавший ряд двусторонних контрактов в нефтегазовом и агропромышленном секторе на сумму около $5 млрд.
После распада СССР Ташкент успел побывать в роли как главного союзника в Центральной Азии, так и «неблагонадежного режима». Во время начала военной операции США в Афганистане в отношениях Ташкента и Вашингтона наступил «медовый месяц». Узбекский лидер Ислам Каримов разрешил США разместить на своей территории авиабазу Карши-Ханабад для обеспечения транзита в Афганистан, а также поддержал действия США в Ираке. Отношения испортились после подавления беспорядков в Андижане в 2005 году, однако после смены власти в Узбекистане вновь находятся на подъеме.
Ташкент всегда стремился держаться подальше от интеграционных объединений на постсоветском пространстве, возглавляемых Москвой. Так, в 2012 году Ташкент приостановил свое членство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Помимо встречи с президентом Шавкатом Мирзиеевым и министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым Помпео провел министерскую встречу в формате «5+1» «Центральная Азия — США» с главами МИД Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. К слову, три из пяти бывших советских республик входят в ОДКБ.
Проект «С5+1» («Центральная Азия плюс США») появился в 2015 году, еще при администрации Барака Обамы, и стал продолжением давнего проекта «Большой Центральной Азии». Его участники договорились регулярно обсуждать общие проблемы в сфере безопасности, экономики, политики и экологии. Однако он долгое время бездействовал из-за смены власти в Белом доме и временной утраты интереса Вашингтона к Центрально-Азиатскому региону. При Трампе формат решили реанимировать.
Цель США — «оторвать» центральноазиатские страны постсоветского пространства от России и вовлечь их в курируемые американцами региональные проекты в сфере безопасности и энергетики, прежде всего на афганском направлении.
Столь сильный интерес к Центральной Азии со стороны американских властей проявился на фоне конфликта США с Пакистаном: президент Дональд Трамп обрушился на Исламабад с обвинениями в пособничестве терроризму и невыполнении союзнических обязательств. В результате Вашингтон заморозил помощь Пакистану. Учитывая, что через эту страну идет основной транзит грузов для операции США и НАТО, американцы боятся, что Исламабад перекроет маршрут и им придется обратиться к центральноазиатским странам за помощью. Раньше Вашингтон уже использовал их для логистических нужд.
В частности, Вашингтон обсуждает с Нур-Султаном и Ташкентом возможность транзитных перелетов через воздушное пространство Казахстана и Узбекистана американской военной авиации в Афганистан и из него. Против этого выступает Москва.
В России дали понять, что не собираются молча наблюдать за действиями американских властей в зоне своих стратегических интересов. Москва продолжает укреплять связи в сфере безопасности в рамках ОДКБ, старается более активно вовлекать Узбекистан в курируемые ею интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В первую очередь речь идет о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Пока в Ташкенте не до конца определились с этим вопросом, взвешивая плюсы и минусы. В Москве надеются, что к лету, когда Россию должен с государственным визитом посетить президент Шавкат Мирзиеев, Ташкент все-таки решит присоединиться к ЕАЭС.
По мнению руководителя центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Эдуарда Соловьева, Вашингтон стремится «ослабить интеграционную динамику на постсоветском пространстве». «С точки зрения американцев, это был своевременный визит, Помпео прозондировал почву, раздал обещания. В Центральной Азии интерес американцев связан с Афганистаном, решением логистических вопросов. США заинтересованы в том, чтобы затормозить на постсоветском пространстве интеграционные процессы, учитывая объективные сложности, которые существуют. Еще Хиллари Клинтон на посту госсекретаря заявила, что США не позволят создать что-то подобное Советскому Союзу на постсоветском пространстве. Они при каждом удобном случае демонстрируют американские инвестиционные возможности. В целом визит Помпео был достаточно успешным. Где-то он просто обозначил позицию США и заинтересованность в решении тех или иных вопросов. Например, как на Украине, пообещал увеличение военной помощи, где-то пофлиртовал, как, например, в Белоруссии, дав Лукашенко дополнительные карты для осуществления белорусского варианта многовекторной политики. В регионе Центральной Азии подчеркнул особые отношения с Казахстаном, а также слетал в Узбекистан в преддверии более активной фазы обсуждения перспектив возможного присоединения Ташкента к ЕАЭС», — рассказал эксперт «Известиям».
Известия. 04.02.2020