Продвинет ли председательство Белоруссии в Коллегии ЕЭК евразийскую интеграцию?

Илья Захаркин

С 1 февраля Коллегию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) возглавил представитель Белоруссии Михаил Мясникович, сменивший на этом посту Тиграна Саркисяна. Данное назначение в один из основных органов Евразийского экономического союза многими экспертами было расценено как начало более активных действий Минска в процессе евразийской интеграции. Тем более что Белоруссия в нынешнем году возглавила еще ряд ключевых организаций постсоветского пространства, получив тем самым возможность определять основные направления его развития. Например, генсеком Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стал бывший глава Совета безопасности республики Станислав Зась. Кроме того, Белоруссия в 2020 году будет председательствовать в Высшем госсовете Союзного государства и сопредседательствовать в СНГ.

В Белоруссии фигура Михаила Мясниковича является достаточно знаковой. Он один из немногих, кто за годы правления Александра Лукашенко практически никогда не пропадал из официальных сводок новостей и всегда был близок к белорусскому президенту. Причиной такого политического долголетия многие эксперты называют крайнюю осторожность чиновника, а также его природное политическое чутье.

Можно вспомнить, что нынешнему главе Коллегии ЕЭК уже почти семьдесят лет и за свою жизнь он успел побывать на самых различных должностях. При этом, как и большинство нынешних управленцев Белоруссии, он является выходцем из партийных кругов БССР. В середине 1980-х годов Мясникович находился на должности заместителя председателя столичного исполнительного комитета и секретаря Минского горкома КПБ. Позже, вплоть до распада СССР, он возглавлял министерство жилищно-коммунального хозяйства республики, а затем стал заместителем премьер-министра.

О том, что нынешний глава Коллегии ЕЭК обладает прекрасной интуицией, может свидетельствовать тот факт, что, несмотря на работу в штабе главного конкурента А.Лукашенко – Вячеслава Кебича, возглавлявшего тогда правительство, после окончания предвыборной гонки он встал на сторону новоизбранного президента. Это в конечном счете позволило ему войти в доверенный круг Лукашенко и возглавить в 1995-2001 годах его администрацию.

Несмотря на кадровые перестановки в начале 2000-х, М.Мясникович, являясь доктором экономических наук, сумел получить не менее почетную должность главы Национальной академии наук, где снова проявил себя как прекрасный государственный чиновник, действия которого ни разу не шли вразрез с политикой Лукашенко. В результате именно на него была возложена роль спасителя экономики РБ в конце 2010 года, когда он был назначен премьер-министром. К сожалению, находясь последующие четыре года на данном посту, М.Мясникович не смог провести никаких серьезных экономических преобразований, хотя, действительно, такие попытки были. Например, в первый год своего премьерства он попытался выполнить требования международных кредитных партнеров Белоруссии, в том числе по программе приватизации государственных активов. Однако из-за позиции А.Лукашенко и нежелания идти с ней в разрез Мясникович не только остановил данный процесс, но и начал реприватизацию.

Этому способствовало и то, что в 2012 году из ближайшего окружения главы Совета министров были выведены вице-премьеры Валерий Иванов и Сергей Румас (нынешний глава правительства), которых в стране считали реформаторами. В итоге за последующие годы М.Мясникович много раз подвергался критике и был вынужден отказываться от предложенных им нововведений, порой совершая крайне необдуманные шаги. Например, именно он стал формальным инициатором введения налога с неработающих граждан, назвав количество потенциальных его плательщиков – 445 тыс. человек. Эта инициатива была одобрена А.Лукашенко, но впоследствии вызвала серьезное напряжение в обществе.

В конечном счете отказ от реформ и продолжение прежнего курса административно-плановой экономики привело к 2014 году Белоруссию к низким темпам роста ВВП, высоким ставкам на кредитные ресурсы, очередной девальвации и серьезным проблемам на валютно-финансовом рынке страны. «Скоро мы будем действительно ходить в магазины, как в музеи. Мы-то не будем, но большая часть населения будет туда приходить, чтобы посмотреть на рыночную экономику Мясниковича–Румаса», – иронизировал тогда А.Лукашенко. Однако стоит заметить, что такая критика не помешала Мясниковичу сохранить доверие белорусского лидера, в том числе и потому, что он продолжал чутко улавливать настроение президента.

В последующем М.Мясниковича на посту премьера сменил Андрей Кобяков, и многие посчитали, что бывшего премьера отправили на «почетную пенсию» в парламент. 16 января 2015 года он был избран председателем Совета Республики Национального собрания (верхняя палата парламента), где и находился до своего назначения на пост председателя Коллегии ЕЭК. Как отмечал в декабре 2019 года Александр Лукашенко, представляя кандидатуру Мясниковича лидерам стран СНГ, «может быть, кому-то не понравится, хотя все его прекрасно знают».

При этом не согласиться с таким заявлением белорусского лидера, действительно, нельзя: проработав в должности премьер-министра, а затем и главы Совета Республики, М.Мясникович неоднократно встречался со своими коллегами из стран СНГ и участвовал в различных межгосударственных мероприятиях. Вместе с тем стоит отметить, что за последние пять лет все его действия, как правило, носили лишь демонстративный характер, а слова зачастую попросту копировали заявления А.Лукашенко. Именно поэтому, как считают аналитики, ожидать от нового главы Коллегии ЕЭК каких-либо активных действий в рамках комиссии не стоит.

В то же время нельзя не отметить и тот факт, что в условиях сохраняющейся напряженности в белорусско-российских отношениях фигура Мясниковича вполне может быть использована для продавливания белорусских интересов на площадке ЕАЭС. Об этом свидетельствуют в том числе и последние заявления чиновника, которые полностью соответствуют очерченной А.Лукашенко повестке дня. Так, новый глава Коллегии ЕЭК за последний год неоднократно призывал ликвидировать все существующие барьеры в торговле внутри ЕАЭС, сделать упор на промкооперации и развитии инновационных технологий, а в последнее время стал выступать с предложениями о развитии наднациональных органов объединения. При этом он по-прежнему считает, что «Евразийский экономический союз за время работы до конца не раскрыл весь свой потенциал, а ожидания были очень большие».

О том, что он пришел в ЕЭК, чтобы выполнять данное ему поручение главы РБ, в конце прошлого года говорил и сам М.Мясникович. «Председательство Белоруссии в органах ЕАЭС в 2020 году должно придать импульс развитию этого регионального объединения. Такая задача поставлена президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко. ЕАЭС должен стать полноценным экономическим союзом с равными условиями для всех участников», – заявил он, закрывая сессию белорусского парламента. Однако у многих экспертов по-прежнему существуют сомнения относительно того, сможет ли М.Мясникович добиться заявленных им целей или будет использовать ЕЭК лишь в качестве инструмента для озвучивания белорусских требований к России вне рамок Союзного государства.

В данном случае необходимо напомнить еще об одной немаловажной детали – полномочиях Коллегии ЕЭК. Она является лишь исполнительным органом и подчиняется Совету Евразийской экономической комиссии, который и играет решающее значение в принятии решений. Вероятно, наиболее общую характеристику работы Коллегии в свое время дал бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Мне кажется, что за последние годы удалось наладить абсолютно спокойную, продуктивную работу, когда какие-то рутинные вещи не попадают на рассмотрение Совета глав правительств, а уж тем более Совета глав государств», – отмечал он.

Таким образом, Коллегия ЕЭК в основном занимается повседневными вопросами узкой направленности. Например, продлевает или отменяет действия ставок ввозных пошлины на определенный товар. Вместе с тем председатель Коллегии, кем сегодня является М.Мясникович, также особых полномочий не имеет. Как правило, он составляет повестку дня, оповещает участников о предстоящих заседаниях и ведет их. Поэтому и все его заявления являются по большей части декларативными и не обязательными к исполнению.

Исходя из вышесказанного, надеяться на то, что при новом руководителе Коллегия ЕЭК сможет усилить интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, к сожалению, не приходится. При этом нельзя отрицать и того, что нынешние позиции Белоруссии в данном органе, несомненно, стали сильнее, что позволит Минску громче заявлять о своих претензиях к России вне двухсторонних отношений.

Ритм Евразии. 14.02.2020

Читайте также: