Мало Золотое, да дорого
Кирилл Кривошеев, Марина Коваленко, Владимир Соловьев
В Донбассе во вторник произошло самое серьезное в этом году обострение вооруженного конфликта. Как утверждают в самопровозглашенной Луганской народной республике (ЛНР) — и соглашаются в Москве,— недалеко от поселка Золотое украинская диверсионная группа попыталась перейти линию фронта. В Киеве, в свою очередь, настаивают: статус-кво хотели нарушить «вооруженные формирования Российской Федерации». Инцидент произошел за несколько часов до заседания Совбеза ООН, созванного по инициативе России с целью обсудить отсутствие прогресса в реализации Минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе.
Обострение не страшнее коронавируса
Информация о серьезном бое в Луганской области появилась во вторник около десяти часов утра по московскому времени. Первыми об этом сообщили украинские военные, представившие свою версию случившегося. «Утром 18 февраля вооруженные формирования Российской Федерации атаковали позиции подразделений Объединенных сил поблизости населенных пунктов Новотошковское, Орехово, Крымское и хутор Вольный»,— сообщили в Киеве.
Все упомянутые в сообщении поселки примыкают к зоне разведения сил и средств «Золотое». Напомним, что разведение войск в этом районе, а также вблизи поселков Петровское и Станица Луганская было ключевым условием для встречи лидеров «нормандской четверки» (России, Украины, Франции, Германии) 9 декабря 2019 года. Однако именно в Золотом украинские власти столкнулись с сопротивлением националистов из батальона «Азов», не желавших оставлять позиции и утверждавших: отвод войск из этого района угрожает безопасности страны.
Уже в 11 утра в Киеве прошло экстренное заседание Совета национальной безопасности и обороны, после которого руководители главных силовых ведомств страны и президент Владимир Зеленский отчитались перед журналистами. Они поспешили успокоить общественность: никаких глобальных перемен, ставящих Донбасс на грань новой войны, не произошло.
«У нас мощная армия. Провокации бывают. Армия, соответственно, сильно ответила,— сообщил президент Украины.— Мы уверены, что эта провокация не изменит курс, по которому мы идем к приостановлению войны и миру».
Сразу после этого господин Зеленский поднял другую тему — китайский коронавирус, который, по его словам, тоже не представляет серьезной угрозы жителям Украины.
Начальник украинского Генштаба Руслан Хомчак, еще один участник брифинга, попросил «не спекулировать» на теме зоны разведения в Золотом. По его словам, утренний бой проходил за ее пределами. То же самое “Ъ” сообщил и офицер пресс-службы управления Народной милиции ЛНР Иван Филипоненко.
В остальном версия самопровозглашенной ЛНР была полностью противоположной. «В районе 6:00 диверсионная группа противника в составе десяти человек выдвинулась в направлении позиций наших защитников в районе населенного пункта Голубовское,— рассказал представитель оборонного ведомства ЛНР Яков Осадчий.— При приближении к нашим позициям группа подорвалась на минном поле, в результате чего не менее двух боевиков погибло и трех ранено». После этого, как утверждает господин Осадчий, украинцы начали обстрел, чтобы помочь своим солдатам отступить.
Чуть меньше стороны разошлись в оценках потерь — своих и чужих.
Как заверил на брифинге Руслан Хомчак, в ходе столкновений погиб один украинский военный и ранены пятеро. При этом, по версии Киева, со стороны ЛНР якобы погибло четверо и ранено шестеро.
Чтобы забрать их, представители Луганска даже запросили «режим тишины», на что украинская сторона ответила согласием. Однако, как пояснил “Ъ” Иван Филипоненко, тело украинского военного забрали именно силы ЛНР. «Он был ближе к нашим позициям. Его просто бросили на поле боя»,— пояснил он.
О собственных потерях в ЛНР рассказали чуть позже. «Погибли четверо и получили ранения четверо наших защитников»,— заявил Яков Осадчий. При этом с украинской стороны насчитали не менее двух погибших и трех раненых.
В Москве, как и в Луганске, всю вину за обострение возложили на Киев.
Собеседник “Ъ” в российских госструктурах, занимающийся переговорами по Донбассу, назвал случившееся «мелкой провокацией, но не глобальным обострением».
По его мнению, в более масштабный конфликт дестабилизация не перерастет. «Полезли с той (украинской.— “Ъ”) стороны диверсанты. Их хлопнули. Потом много где были мелкие перестрелки»,— рассказал он. Отвечая на вопрос о предполагаемой цели, источник предположил, что речь могла идти о попытках украинских военных закрепиться в «серой зоне». Он также назвал последние события свидетельством того, что украинский лидер Владимир Зеленский не управляет своими войсками.
Слова собеседника “Ъ” отчасти подтвердил офицер пресс-службы управления Народной милиции ЛНР Иван Филипоненко. «Это постоянная ситуация: банальное неподчинение и неспособность верховного командования руководить собственной армией,— рассказал он “Ъ”.— Там, где базируется 93-я бригада (именно она наряду с 73-й бригадой вела бой с украинской стороны.— “Ъ”),— это не нечто из ряда вон выходящее».
При этом Брюссель однозначно встал на сторону Киева. «Эти наступательные попытки поддерживаемых Россией вооруженных формирований идут полностью вразрез с согласованным прекращением огня, которое до сих пор не полностью соблюдается»,— говорится в комментарии Европейской службы внешних связей для агентства «Интерфакс-Украина».
«В годовщину позорного поражения»
Драматизм событиям придавал день, в который они произошли. Дело в том, что 18 февраля 2015 года закончились интенсивные бои в районе города Дебальцево — крупного железнодорожного узла на границе Донецкой и Луганской областей. Когда силам самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) удалось взять его под свой контроль, в регионе установился статус-кво, действующий по сей день. Незадолго до окончания боев — 12 февраля — Россия и Украина при участии представителей ДНР и ЛНР подписали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений.
На это совпадение обратил внимание глава ЛНР Леонид Пасечник, выступивший со срочным заявлением. «Это подлое вероломное действие украинской стороны произошло в день окончания Чернухино-Дебальцевской операции — годовщину позорного поражения украинской армии в 2015 году,— заявил он.— Агрессивная позиция официального Киева ставит под сомнение согласование сроков следующей встречи "нормандской четверки"».
Напомним, что о возможности переноса встречи, предварительно запланированной на апрель, неоднократно говорили в МИД РФ. В частности, соответствующее заявление сделал министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Основания (для проведения встречи.— “Ъ”) могут появиться только в одном случае — если решения предыдущего саммита, который состоялся в декабре, будут выполнены. Пока мы прогресса ни на одном из направлений не наблюдаем»,— отметил господин Лавров, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности.
В беседе с “Ъ” директор российского Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков отметил, что сам обстрел вряд ли окажет влияние на позицию российского внешнеполитического ведомства. «Куда важнее невыполнение Украиной договоренностей предыдущей "нормандской четверки"»,— пояснил он.
При этом господин Чеснаков не исключил, что обострение на линии фронта было связано с заседанием Совбеза ООН, посвященным пятой годовщине подписания Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Оно прошло в ночь на среду. «Такая провокация украинской стороны выглядит логично»,— отметил эксперт. Как ранее пояснял “Ъ” источник в МИД РФ, цель созванного по инициативе Москвы заседания Совбеза — показать, «что сделано (в сфере реализации Минских соглашений.— “Ъ”), что не сделано и кто в этом виноват».
Коммерсантъ. 19.02.2020