Цифровые транспортные коридоры – будущее ЕАЭС
Илья Захаркин
Цифровизация процессов внутри Евразийского экономического союза еще несколько лет назад была признана одним из наиболее значимых проектов развития постсоветской интеграции. К настоящему моменту страны-участники объединения уже рассмотрели более 70 инициатив в данной сфере и приступили к реализации нескольких наиболее важных из них. В первую очередь речь идет о проектах в сфере промышленности, рынка труда и, конечно, транспорта. Именно цифровизация транспортных потоков, как показывает сегодняшняя практика, представляется одной из наиболее важных и первоочередных задач в рамках ЕАЭС, от решения которой зависит не только процесс создания безбарьерной торговой среды в объединении, но и экономическая безопасность его участников.
В настоящее время в центре развития транспортной системы Евразийского экономического союза лежит проект создания экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК), благодаря чему предполагается сократить сроки пассажирских и грузовых перевозок, а также упростить транзит по территории ЕАЭС. Идея формирования ЭЦТК не нова, однако разработка самой концепции цифровых коридоров, которая велась экспертными структурами России, Белоруссии и Казахстана, была завершена только в июне 2019 года. По официальной информации, ее суть заключается в «создании открытой экосистемы транспортно-логистических информационных сервисов на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, в том числе уже существующих, которые обеспечивают эффективное взаимодействие перевозчиков и грузовладельцев во всех пяти государствах-членах ЕАЭС, а также из третьих стран».
Такая формулировка целей создания ЭЦТК, на первый взгляд, может показаться достаточно сложной. Однако она весьма точно определяет основные задачи ведущихся сегодня разработок, конечной целью которых должно стать «обеление» всех маршрутов и грузов, идущих по территории ЕАЭС.
Практическая реализация создания ЭЦТК предполагает более 100 проектов, первым из которых стало внедрение навигационных цифровых пломб, представляющих из себя бортовой компьютер, несущий всю необходимую для осуществления перевозки информацию. Можно вспомнить, что еще в июле 2018 года на заседании Евразийского межправительственного совета было заявлено о запуске пилотных проектов в сфере прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.
Осенью того же года Россия и Казахстан провели реализацию пилотных проектов по мониторингу автомобильных транзитных перевозок с использованием пломб с целью повышения контроля за перемещением груза по глобальным цепочкам. Результаты эксперимента окончательно убедили таможенные службы стран ЕАЭС в эффективности данного механизма, что вылилось в договоренность о создании единой системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием электронных навигационных пломб. После чего в России, а осенью 2019 года и в Белоруссии был разработан национальный сегмент единой системы ЕАЭС по их использованию. В дальнейшем создание подобных сегментов предполагается во всех странах союза, которые в будущем будут объединены в единую евразийскую систему прослеживаемости товара.
Электронная навигационная пломба, разработанная компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы»
Использование электронных навигационных пломб можно считать лишь начальным, базовым этапом на пути создания ЭЦТК, формирование которых предполагается завершить к 2025 году. В идеале планируется максимально отказаться от бумажного документооборота, перейти к единым стандартам информационного взаимодействия и создать унифицированную систему виртуального контроля над товарными потоками. При этом в период реализации данной инициативы запланированы несколько этапов, в рамках которых будут не только реализованы пилотные проекты, но и подготовлена нормативная база, спроектированы и созданы национальные и наднациональные сегменты системы, а также разработаны либо модернизированы стандарты и существующие информационные системы. В конечном счете, как считают аналитики, проведенные мероприятия, если они буду завершены в срок, позволят получить кумулятивный эффект в размере не менее 154 млрд российских рублей, притом что потратить на все планируется не более 10 млрд. Правда, по мнению все тех же экспертов, для осуществления всех планов странам-участникам ЕАЭС потребуется не только выделение средств, но и политическая воля.
Дело в том, что реализация столь глобального проекта, так или иначе, затрагивает ряд сфер, напрямую не связанных с транспортом и логистикой. В ходе выполнения запланированных мероприятий странам ЕАЭС придется вовлекать в данный процесс структуры промышленного сектора, торговли, сельского хозяйства, а также различные государственные и правоохранительные органы. При этом подключение их сначала к национальной системе, а затем объединение с аналогичными механизмами иных стран союза в настоящее время видится одной из наиболее серьезных проблем для реализации проекта ЭЦТК.
С одной стороны, сегодня в странах ЕАЭС существует большое количество платформ и информационных систем на транспорте, которые не имеют между собой практически никакого обмена информацией. При этом даже внутри каждого из государств все еще не существует единых стандартов и правил такого обмена, а также единого отраслевого механизма, который бы эти правила поддерживал. Создание же межнациональных связей и создание наднациональной платформы не может быть осуществлено, пока подобный механизм не будет оформлен на национальном уровне. Страны же ЕАЭС только сегодня начинают работу над их формированием, и на сегодняшний день неизвестно, хватит ли ресурсов для этого, и как долго она будет идти.
С другой стороны, существует вопрос безопасности при сборе и передаче информации как на межведомственном уровне внутри стран, так и на межгосударственном. Особенно, если учитывать сохраняющуюся степень недоверия между участниками ЕАЭС и стремление защитить свои национальные интересы любыми способами. Это означает, что до тех пор, пока в Минске, Москве, Нур-Султане и иных столицах стран Евразийского союза не будет принято политическое решение открыть доступ к своей внутренней информации, реализация проекта ЭЦТК будет оставаться на бумаге.
Не случайно, премьер-министр РФ Михаил Мишустин в конце января отмечал, что «весь электронный документооборот необходимо вести в доверительной, универсальной межгосударственной среде, которая будет работать на общих стандартах». «Об этих стандартах нам также необходимо договориться, иначе мы просто перестанем распознавать друг друга, что является угрозой для интеграции», – подчеркивал он.
Для решения насущных проблем стороны уже договорились провести «инвентаризацию всех технологических ресурсов», а также открыть совместный «центр компетенций в области технологий». Кроме того, в рамках Евразийской экономической комиссии было предложено разработать и внедрить «полноценную систему трансграничного пространства доверия», создать единые стандарты для транспортно-логистических сервисов и перейти на «сквозную интегрированную систему надзора». Все эти меры, как считают в ЕЭК, позволят странам ускорить реализацию проекта по созданию ЭЦТК.
В целом нельзя отрицать того, что создание экосистемы цифровых транспортных коридоров может стать реальным прорывом в процессе евразийской интеграции. Это не только позволит упростить контроль за грузо- и пассажиропотоками в ЕАЭС, а также снизить административные и временные затраты перевозчиков и повысить скорость оборачиваемости грузов, но и послужит стимулом для построения цифрового «Шелкового пути» с участием Китая. При этом проект вполне может стать привлекательным и для третьих стран. Например, Индии, Ирана или Японии, при участии которых возможно будет сформировать глобальные цифровые транспортные коридоры «Запад – Восток» или «Север – Юг».
Кроме того, создание ЭЦТК, так или иначе, послужит толчком для изменения национальных законодательств и их унификации в рамках ЕАЭС. Это, в свою очередь, позволит странам сделать еще один шаг на пути интеграции экономик. Поэтому появление на евразийском пространстве цифровых транспортных коридоров вполне можно считать одним из наиболее перспективных инструментов развития Евразийского экономического союза в целом и каждой из стран, в него входящих.
Ритм Евразии. 22.02.2020