Армения может поменять Основной закон

Ашот Газазян, писатель, политический аналитик


Президент Армении Армен Саркисян подписал соответствующий указ о проведении референдума 5 апреля – население республики проголосует за или против внесения изменений в Конституцию. Ранее на внеочередном заседании парламента депутаты проголосовали за необходимость принятия поправок к Конституции на референдуме. Поправки предусматривают прекращение полномочий председателя и членов Конституционного суда и формирование нового состава высшей судебной инстанции страны. Между тем 5 апреля перед избирателями, по сути, ставится и вопрос доверия правительству и премьер-министру Николу Пашиняну.

Зачем понадобились изменения в Конституции Армении именно сейчас? На этот вопрос представители власти – инициаторы референдума и оппозиция отвечают с абсолютно разных точек зрения. Если правительство и парламент уверены, что Конституционный суд служил старой власти и защищал интересы коррумпированной правящей Республиканской партии, то оппозиция считает, что столь массированный наезд на КС – не что иное, как стремление власти лишить высшую судебную инстанцию страны независимости и получить подконтрольный КС. Парламентская оппозиция, партии и объединения, поддерживающие старую власть, заявляют, что проведение референдума незаконно.

Многие наблюдатели полагают, что, сформировав правительство и получив абсолютное большинство в парламенте, революционная власть должна была сразу браться за реформу судебной системы, традиционно считавшtq одной из самых коррумпированных в стране. В качестве одной из причин невозможности деятельности КС после смены власти и его председателя, Грайра Товмасяна, называлось его членство в бывшей партии власти – Республиканской, а также то, что он с 2010 года занимал несколько ключевых постов в стране. И это также вызывало сомнение в его беспристрастности. Но КС отклонил даже рассмотрение проекта такого решения парламента. Не согласились в КС и с тем, что председатель Товмасян был назначен на эту должность с нарушениями закона, на чем настаивают законодатели.

Из-за формирования правительства и решения первоочередных насущных задач вопрос был отложен фактически до осени прошлого года. На предложение добровольно уйти в отставку КС отреагировал отказом. Не помогли и уговоры в виде решения парламента обеспечить членам КС пенсий в размере официальной зарплаты и дополнительных выплат в случае их добровольной отставки до 31 января этого года. Государство, согласно специально принятому в связи с этим закону, готово было раскошелиться более чем на 1 млн 300 тыс. долл. из бюджета. Члены КС могли бы рассчитывать на пенсию, эквивалентную 2500 долл., однако никто из них этой возможностью не воспользовался. Товмасян объявил о том, что намерен бороться до конца. Его поддержали члены КС (семеро из девяти), соорудив, таким образом, по определению властей, «последний бастион прошлого».

Еще в начале октября прошлого года в парламенте былj представленj несколько обоснований для лишения Грайра Товмасяна полномочий главы КС. В том же месяце Особая следственная служба возбудила уголовное дело по статье «Узурпация власти». Параллельно в отношении Товмасяна начато еще одно уголовное преследование: его подозревают в соучастии в незаконной приватизации нескольких нотариальных контор в центре армянской столицы. «Бастион» не удалось даже пошатнуть. Парламент предпринял третью попытку, по сути, пойдя ва-банк – абсолютное большинство в высшем законодательном органе страны, фракция «Мой шаг» – внес законопроект об изменениях в Конституцию Армении. Документ предусматривает прекращение полномочий председателя и членов Конституционного суда. И хотя сам парламент имел возможность принять документ большинством голосов, тем не менее депутаты «Моего шага» вынесли решение вопроса на всенародный референдум. Видимо, чтобы уже наверняка получилось.

Законопроектом, в частности, предлагается изменить статью 213 Конституции страны. В ее нынешней редакции указано, что «председатель и члены Конституционного суда, назначенные до вступления в силу главы 7 Конституции РА, продолжают пребывать в должности до истечения срока своих полномочий, установленного Конституцией с изменениями, принятыми в 2005 году». Авторы проекта предлагают изменить эту часть следующим образом: «До вступления в силу главы 7 Конституции полномочия председателя и членов Конституционного суда прекращаются».

При этом данная статья является переходным положением Конституции. В настоящее время она поддерживает поправки от 2005 года, из которых следует, что Товмасян занимает этот пост до своего 65-летия – то есть до 2035 года. Однако авторы законопроекта настаивают, что данное положение несправедливо, поскольку судьи, назначенные после вступления в силу главы 7, могут занимать должность лишь в течение 12 лет.

Глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио неоднократно выражал обеспокоенность в связи с конфликтом между парламентом, правительством Армении и КС. По его словам, в рекомендациях Венецианской комиссии в октябре прошлого года было отмечено, что любая схема досрочного выхода на пенсию членов КС должна оставаться исключительно добровольной, а также не может быть никакого неоправданного давления на судей.

Как бы там ни было, несмотря на заявления оппозиции, что власти сами провоцируют кризис в Конституционном су де и даже нарушают некоторые статьи Основного закона страны, вопрос вынесен на референдум. Столкнется ли Армения с дисбалансом ветвей власти, что может стать угрозой демократическим процессам в стране, покажет время. В любом случае власти уверены, что КС, сформированный их предшественниками, которым народ перестал доверять, не может оправдывать ожидания этих людей.

17 февраля начнется агитация по конституционным изменениям, завершится она 4 апреля – в день тишины. Таким образом, пропаганда займет 44 дня. Этого времени должно хватить на то, чтобы убедить граждан с правом голоса прийти на избирательные участки и проголосовать «за» или «против».

«Пятого апреля говорим «да» революции, свободе, будущему и захлопываем двери перед коррупционерами», – заявил Никол Пашинян после подписания президентом указа о референдуме. Он уверен, что народ по-прежнему поддержит реформы. Оппозиция, в свою очередь, выражает осторожную надежду на то, что люди на избирательные участки не пойдут, и Пашинян как минимум столкнется с фактом снижения доверия. Как бы там ни было, можно согласиться с тем, что для граждан Армении общенациональное голосование с целью отставки одного человека имеет гораздо меньшее значение, чем, скажем, выборы в парламент. Обычно в таких случаях явка электората бывает невысокой. А для принятия поправок к Конституции понадобится участие в голосовании 650–700 тыс. человек. Оппозиция и поддерживающие ее силы постараются убедить электорат бойкотировать референдум.

НГ-Дипкурьер. 16.02.2020

Читайте также: