Александр Лукашенко предался американской мечте
Кирилл Кривошеев, Марина Коваленко
Американский журнал Foreign Policy со ссылкой на собственные источники назвал имя будущего посла США в Белоруссии. По информации издания, пост, остававшийся вакантным с 2008 года, должна занять Джули Фишер — кадровый дипломат с опытом работы в России, Грузии и на Украине. Эта новость — еще один эпизод продолжающегося сближения Минска и Вашингтона, проходящего на фоне затяжного кризиса в российско-белорусских отношениях. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не скрывает: в случае новых проблем с Россией он будет рассчитывать на помощь США. По мнению собеседников “Ъ” в Минске, господин Лукашенко повышает ставки перед очередной встречей с Владимиром Путиным, намеченной на 7 февраля.
«Администрация (президента США.— “Ъ”) Дональда Трампа, по всей вероятности, назначит ветерана дипломатии послом в Белоруссии — впервые более чем за десять лет»,— сообщил влиятельный американский журнал Foreign Policy. Согласно источникам издания, эту должность займет Джули Фишер — нынешний заместитель помощника госсекретаря, занимающаяся вопросами Западной Европы и ЕС. Как говорится на личной странице дипломата на сайте Госдепартамента США, до того как стать куратором европейской политики в американском дипломатическом ведомстве, Джули Фишер много лет работала на постсоветском пространстве: в посольствах США в Москве, Киеве и Тбилиси. Основным иностранным языком, который она изучала в университете Северной Каролины, был русский.
Тема возвращения в Минск посла США, отозванного в 2008 году, в разгар дипломатической войны между двумя странами, обсуждается с января 2019 года. Посетивший белорусскую столицу на прошлой неделе госсекретарь США Майк Помпео подтвердил: «В ближайшее время мы назначим посла, он будет здесь». До господина Помпео столь высокопоставленный представитель США посещал Минск в январе 1994 года. Тогда Белоруссией руководил еще не Александр Лукашенко, а председатель Верховного совета республики Станислав Шушкевич, подписавший от имени Минска Беловежские соглашения — документ о прекращении существования СССР.
Итоги переговоров Майка Помпео с Александром Лукашенко остаются главной международной новостью в Минске. Подтверждением этого стали новые заявления, которые белорусский лидер сделал во вторник. Некоторые из высказываний господина Лукашенко стали и вовсе сенсационными.
«Если рассекретить все материалы, то мир нам аплодировать будет. Мы с Помпео, когда он был директором ЦРУ, проводили здесь серьезнейшие операции. Они к нам обращались, давали нам информацию. Мы задерживали здесь на границе людей с ядерными материалами»,— сообщил он.
В целом, оценивая динамику белорусско-американских отношений, Александр Лукашенко определил главную перемену так: «период холода» ушел в прошлое: «Я не скажу, что уж американцы у нас такие большие друзья. Но период вот этого холода, когда мы смотрели друг на друга через какую-то амбразуру, железобетонную толстую стенку, закончился. И никому не надо в этом направлении стенать, переживать и рыдать. Мы налаживаем отношения с величайшей империей — ведущей страной мира».
Примечательно, что, рассуждая о потеплении с США, Александр Лукашенко раз за разом выходил на тему отношений с Москвой, с первых дней белорусской независимости остающейся ближайшим союзником Минска. При этом в его словах в адрес российской стороны сквозила неприкрытая досада или обида. «А что, мы больше сделали с Америкой, чем Россия? Вы посмотрите: они взасос с ними стараются поцеловаться. Не получается, правда. Мы что, переживаем?» — недоумевал господин Лукашенко по поводу той реакции, которую вызвали его переговоры с Майком Помпео. Отметим, впрочем, что заявления российских официальных лиц по этому вопросу были максимально сдержанными. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отмечал: «Мы не можем и не хотим комментировать контакты наших партнеров с третьими странами, это абсолютно суверенное право, реализация их суверенных отношений».
Некоторые высказывания белорусского лидера были построены на прямом сопоставлении России и США. При этом если ближайший союзник — Москва в его оценках представала как источник проблем, то США преподносились как потенциальный помощник в их решении. «Он (Майк Помпео.— “Ъ”) понимает наши проблемы сейчас,— поделился своим впечатлением белорусский президент.— В том числе они (американцы.— “Ъ”) очень хорошо знают, даже порой лучше, чем я, некоторые вопросы во взаимоотношениях с Россией. Он (Майк Помпео.— “Ъ”) мне сказал: не волнуйся, мы Беларуси поможем». В качестве примера такой помощи господин Лукашенко назвал уже нашумевшее заявление госсекретаря США о готовности Вашингтона обеспечить Белоруссию нефтью «по конкурентной цене». Российскую нефть Александр Лукашенко тоже готов покупать «по мировым ценам», но Москва, по его словам, теперь настаивает на «существенной премии» за поставку. «Мы готовы сотрудничать. Но это должно быть честно, прозрачно и искренне. Не просим ничего дополнительно к тому, как они работают на Западе»,— возмутился господин Лукашенко, утверждая, что Москва «обманула» Минск с ценами на нефть.
Затронул Александр Лукашенко и такую чувствительную тему, как будущее России и Белоруссии после того, как он и его российский коллега Владимир Путин оставят свои посты.
«Мы были архитекторами этих отношений, нам ли их ломать на исходе нашей политической карьеры? Мы же не вечные. Что мы оставим после себя — вот в чем вопрос»,— сказал он.
«Момент истины», как выразился господин Лукашенко, наступит уже скоро. «Скорее всего, 7 февраля мы встретимся с президентом Путиным. Я так понимаю и об этом ему буду говорить открыто»,— сообщил он.
Комментируя высказывания белорусского лидера, базирующийся в Минске координатор проекта Wider Europe Вячеслав Паздняк заявил “Ъ”, что «Александр Лукашенко подал Москве сигнал: если Россия не хочет оказывать поддержку, есть другие страны, которые могу это сделать». Впрочем, по мнению эксперта, начавшееся сближение Минска и Вашингтона сильно ограничено — хотя бы потому, что США, в отличие от Евросоюза, регулярно продлевают санкции против Белоруссии. Возглавляет список сам господин Лукашенко, которому запрещен даже въезд в США.
Коммерсантъ. 05.02.2020