2020-й может стать новым кризисным годом
Анастасия Башкатова
Вероятность наступления глобальной рецессии в этом году все выше. К ней готовятся большинство топ-менеджеров компаний в сфере логистики. Представители российского Минфина охарактеризовали ситуацию в мировой экономике как предкризисную. И причина для опасений – не только коронавирус. Об угрозе мирового спада инвесторы предупреждали еще в прошлом году, когда была зафиксирована инверсия кривой доходностей краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг США. Судя по прошлогодним оценкам, рецессия теоретически может стартовать уже в марте 2020-го. Хотя некоторые эксперты считают, что ее следует ожидать позже – в 2021 году.
Большинство топ-менеджеров компаний в сфере логистики ожидают в этом году наступления рецессии в мировой экономике. Такой прогноз подпитывается опасениями по поводу неопределенных перспектив глобальной торговли и напряженности в отношениях США и Китая.
В частности, о вероятности наступления рецессии в ближайшие 12 месяцев сообщили 64% отраслевых представителей, принявших участие в исследовании в рамках 2020 Agility Emerging Markets Logistics Index (Индекс изменения рынка логистики в странах с развивающейся экономикой). Лишь 12% из 780 респондентов считают рецессию в этом году маловероятной, уточнил Интерфакс.
«К опасениям рецессии не следует относиться легкомысленно, особенно на фоне неопределенности в отношении последствий вспышки коронавируса», – пояснил главный исполнительный директор Agility Global Logistics Эсса Аль-Салех.
Хоть коронавирус все чаще упоминается в алармистских прогнозах экономистов, однако вовсе не он основная причина для опасений. Глобальная экономика находится в предкризисном состоянии, считает замминистра финансов РФ Сергей Сторчак.
«Применительно к глобальной ситуации мое определение – финансовая неопределенность, хотя, может быть, более точно можно было бы сказать, что это ситуация предкризисная», – цитирует ТАСС чиновника, выступившего на научно-практическом семинаре «О стабилизирующей роли банков развития в условиях кризиса».
По его словам, сейчас в мире наблюдается четвертая волна кредитной экспансии. И эта волна отличается своими размерами, темпами увеличения долга.
В прошлом году многие инвесторы и экономисты предупреждали о риске глобального спада. В марте 2019-го доходность трехмесячных гособлигаций США в какой-то момент совпала с показателем для 10-летних американских ценных бумаг, а затем превысила ее впервые с 2007 года (см. «НГ» от 24 03.19).
Затем, в августе, инвесторы были обеспокоены временно наблюдавшейся инверсией кривой доходностей двух- и 10-летних гособлигаций США. Доходность 10-летних гособлигаций впервые с 2007 года стала ниже доходности двухлетних ценных бумаг США. Многие эксперты, как российские, так и иностранные, преподносили это как «самый надежный опережающий индикатор», свидетельствующий о надвигающейся рецессии.
Временной лаг между такой инверсией и наступлением рецессии может составлять полгода-год. Из чего следовало, что уже в марте этого года в мире может «стартовать» новый экономический кризис.
Опрошенные «НГ» эксперты дали разные прогнозы относительно того, когда может случиться глобальный спад. «Вероятность наступления рецессии в 2020 году оценивается как очень высокая. Можно сказать, что глобальный экономический кризис уже стартовал и поводом для его начала послужила эпидемия коронавируса в Китае, последствия которой для мировой экономики будут серьезными», – сказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, еще не все производственные цепочки ощутили в полной мере влияние эпидемии.
«Наиболее точный показатель кризиса в настоящий момент – это Baltic Dry Index (торговый индекс, ежедневно рассчитываемый Балтийской биржей. – «НГ»), который снижается уже полгода и в настоящее время упал на 80%, – продолжил Деев. – Этот показатель в реальном времени отражает спрос на сырье во всем мире через оценку загрузки грузопотоков. За несколько месяцев до объявления кризиса 2008 года Baltic Dry рухнул на 90%».
Как предупредил эксперт, рецессия-2020 – «это не просто кризис на несколько лет». Он будет иметь серьезные фундаментальные причины. «Это глобальный мировой кризис всей экономической системы капитализма, которой больше некуда расширяться, неоткуда получать прибыль», – считает Деев. Черная полоса в глобальной экономике может растянуться на 10 лет и более: одна проблема будет следовать за другой, финансовые спады будут сопровождаться демографическими, социальными, климатическими, ресурсными кризисами, и это, судя по объяснениям эксперта, неизбежный процесс.
Иной прогноз сделал главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. «В настоящий момент вероятность как глобальной рецессии, так и спада в экономике США в этом году оцениваются нами как весьма сдержанная – на уровне 10–20%. Тем не менее в перспективе 2021 года, особенно второй половины, по нашим оценкам, данная вероятность возрастает до 60–70%», – сообщил эксперт.
«Вероятность наступления рецессии в 2020-м около 30%, по нашим оценкам, – отметил, в свою очередь, директор аналитического департамента «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. – Если она наступит в 2020 году, то скорее всего это произойдет ближе к концу года».
«К сожалению, предугадать причину падения рынка очень сложно – это черный лебедь, – продолжил Меркулов. – Основные причины, которые мы видим сейчас, – это коронавирус (но только в случае эскалации эпидемии по всему миру), выборы президента США (должны состояться в ноябре. – «НГ») и долговая нагрузка на нефинансовые организации».
Причем Меркулов обратил внимание на то, что следующая рецессия станет очень серьезной для центробанков: «Потому что 99% всей монетарной политики сейчас – это смягчения. В результате чего снижается инструментарий у центробанков для борьбы с кризисом, поэтому рецессия может стать такой же запоминающейся, как кризис 2008 года».
Как при этом пояснил Покатович, основные факторы давления – «смена фазы глобального бизнес-цикла (от пикового роста к его замедлению)», а также различные политические, экономические и торговые конфликты, способствующие мировой дезинтеграции. И период спада мировой экономической активности, по его оценкам, может занять от 12 до 18 месяцев.
Однако, как считает Покатович, у правительств как раз, наоборот, уже «есть весьма обширный набор различных инструментов для того, чтобы удерживать даже мировую рецессию в контролируемой форме». Так что особой катастрофы ждать не стоит.
Россия так же, как и другие страны, будет ощущать на себе давление внешней конъюнктуры, уточнил Покатович. Но серьезных потрясений для экономики РФ эксперт не прогнозирует: «На наш взгляд, даже в условиях мирового замедления российская экономика может воздержаться от спада и продемонстрировать весьма сдержанный (в районе 1%), но рост».
Но, как пояснила замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова, многое будет зависеть от динамики цен на нефть. «Для России кризисы не страшны, пока цены на нефть не упадут ниже 40 долл. за баррель, – сообщает эксперт. – Но если это произойдет, тогда сократятся доходы госбюджета. И национальные проекты реализовывать будет очень сложно. Возможно, от каких-то амбициозных проектов государству придется отказаться».
Независимая газета. 11.02.2020