Китай – США: что последует за торговым соглашением «о прекращении огня»?
15 января 2020 года Китай и Соединенные Штаты подписали первую фазу торгового соглашения (P1). Хотя вице-президент США Майк Пенс недавно заявил, что уже ведутся переговоры по второй фазе (P2), по мнению Вань Вэня, исполнительного декана Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета (RDCY), вице-президента Школы Шелкового пути Китайского народного университета, сейчас приоритетной задачей для двух держав является реализация первого этапа торгового соглашения.
Перед Китаем стоят как минимум две трудности. Во-первых, в шестой главе соглашения КНР обещает, что «в течение двухлетнего периода с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года он обеспечит закупки и импорт в Китай промышленных товаров из США, сельскохозяйственной продукции, энергоносителей и услуг на сумму, превышающую соответствующую базовую сумму 2017 года не менее чем на 200 млрд долларов». Такое огромное увеличение поразило мир. Импорт Китая из Соединенных Штатов сократился до 122,7 млрд долларов в 2019 году с 153,9 млрд долларов в 2017 году. А теперь, в течение следующих двух лет, Китай будет импортировать из Соединенных Штатов по меньшей мере на 232,2 млрд долларов и увеличивать импорт в среднем примерно на 70% ежегодно, а это довольно сложная задача. Необходимо понимать, что за последние пять лет импорт Китая из других стран, помимо Соединённых Штатов, увеличился всего на 152,9 млрд долларов.
Поэтому основные торговые партнеры Китая, такие как Европейский союз, страны Юго-Восточной Азии и Япония обеспокоены тем, сократит ли страна импорт из их стран. Некоторые даже сомневаются в том, что торговая сделка между Китаем и США соответствует правилам ВТО. В Европе представители ряда торговых палат предлагают, чтобы континент оказал давление на Китай в торговых переговорах, чтобы он импортировал больше европейских товаров.
Во-вторых, согласно четвертой главе соглашения, Китаю к 1 апреля 2020 года необходимо снять ограничения на иностранные инвестиции во всех областях страхования, оборота ценных бумаг, фондов и фьючерсных услуг. На иностранные инвестиции в настоящее время приходится менее 3% в областях страховых услуг, ценных бумаг, фондов и фьючерсов. Со второго квартала 2020 года крупные финансовые средства будут поступать на финансовые рынки Китая, что может иметь для них непредсказуемые последствия.
У США также немало трудностей. Например, они обещали открыть доступ на рынки для китайских финансовых институтов и технологических компаний. У Huawei, SANY были многолетние планы выхода на американский рынок, а сотни китайских компаний надеются на первичное публичное предложение (IPO) в Нью-Йорке. Возможность выполнения обещаний Соединенными Штатам будет проверкой их искренности.
Но в целом это соглашение свидетельствует о том, что две глобальные державы в равной степени желают рационально урегулировать свои споры на основе взаимопонимания. Это также отражает ответственность двух мировых держав, которые стремятся держать двусторонние отношения подальше от «ловушки Фукидида». Американо-китайское соглашение соответствует долгосрочным интересам Китая, США и остального мира. В документе термин «сотрудничество» упоминается 42 раза, «обмен» – 14 раз, «подтверждение Соединенными Штатами» – 28 раз, «избегание» – 8 раз, «конкуренция» – 8 раз. Кроме того, налицо три ключевых слова, характеризующих данное соглашение:
Первое ключевое слово – «равенство»: соглашение ставит обе стороны в равное положение, а не создает условия для тяжелого давления на легковесного игрока. По сравнению с началом переговоров полтора года назад, когда США выдвигали неравные требования, результат налицо. Хотя он дался Китаю нелегко.
Второе ключевое слово – «уважение»: содержание соглашения воплощает принцип взаимного уважения правовых систем друг друга и соответствующих требований. Это создаст международную атмосферу в духе рыцарства – соревнования по соблюдению правил «без грязных трюков».
Третье ключевое слово – «рациональность»: несмотря на все сложности процесса, две страны работают над разрешением разногласий путем переговоров для достижения взаимоприемлемого результата. Это только первый этап – переговоры по торговому соглашению P2 будут еще более сложными. Но и P1, и P2 создают платформу для работы в будущем, чтобы совместно решать, а не обходить проблемы, вести рациональные переговоры, избегая односторонних действий.
Многие положения соглашения, которые рассматриваются как «обязательства» Китая перед США, являются целями, изложенными на третьем пленарном заседании 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая более 6 лет назад. Китай, подписав соглашение, только подтвердил свою твердую решимость следовать этим целям, что создало благоприятные внешние условия для продолжения всестороннего углубления реформ.
Кроме того, соглашение раскрывает роль и влияние МВФ и других международных институтов. Нет сомнений в том, что ради консолидации существующего международного экономического порядка и для предотвращения новых проблем в мировой экономике глобальная торговля должна быть защищена от основных рисков.
Конечно, некоторые лица тревожатся о финансовой открытости. Как утверждается в одной из статей соглашения, финансовая открытость на основе взаимности побудит Китай углубить финансовую реформу. Соглашение P1 – это всего лишь этап игры между США и Китаем, где у двух держав не может быть решения «раз и навсегда». В будущем Китай пройдет ряд шагов в области международного права, мировой экономики, международного бизнеса и международных финансов, чтобы обеспечить больший вклад в защиту национальных интересов страны.
Результат переговоров соответствует общему направлению углубления реформ в Китае и целям повышения потребительского спроса. В настоящее время более 65% китайской нефти составляет импорт. Китай является крупнейшим в мире импортером микросхем, интегральных микросхем, полупроводников и других продуктов. С этой точки зрения нет ничего плохого в том, чтобы импортировать больше американских товаров.
Увеличение импорта из США до 232,2 млрд долларов не может быть бременем для Китая, население которого в 2019 году составило 1,4 млрд человек, а общий объем розничных продаж потребительских товаров составил около 6 трлн долларов при росте на 8% (около 500 млрд долларов). Ожидается, что в ближайшие два года в Китае будет произведено потребительских товаров на 1 трлн долларов, и Китай превзойдет США как крупнейший потребительский рынок в мире.
Приближается год президентских выборов в Соединенных Штатах. Соглашение P1 стало большим достижением первого срока президента Дональда Трампа. Тем не менее можно ожидать, что во время президентской гонки Китай станет главной темой публичных дискуссий со всеми видами критики, спекуляций и дискредитации. Впрочем, Китай уже привык к правилу: «на всех выборах в США ругают Китай».
Экономические и торговые трения между Китаем и США за последние два года наконец завершились – страны достигли соглашения «о прекращении огня», что полностью соответствует основным принципами взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды. Политики Китая и США обладают достаточной политической мудростью для правильного решения сложных и чувствительных проблем между двумя странами, что не только приносит пользу населению двух стран, но и способствует стабильности и устойчивому процветанию мировой экономики.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 23.01.2020