Кишинев утверждает, что Приднестровье – оккупированная территория
Светлана Гамова
Восточные районы Республики Молдова (РМ) следует называть «оккупированными территориями» – в соответствии с решением Конституционного суда (КС) от 2017 года, сказал вице-председатель парламентской партии «Платформа DA» Игорь Мунтяну на встрече со спецпредставителем председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Томасом Майер-Хартингом. Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Олег Беляков напомнил «НГ», что миротворцы, формирующиеся на базе Оперативной группы российских войск (ОГРВ), находятся в Приднестровье по соглашению РМ и РФ. Источник в администрации Тирасполя сообщил «НГ», что положение ОГРВ также узаконено – тайным соглашением сторон.
По мнению сопредседателя ОКК, контролирующей зону безопасности на Днестре, Олега Белякова, соглашение о вводе российских миротворцев в Приднестровье было подписано президентами Молдавии и России в 1992 году, ни одна из сторон из него не вышла. Значит, миротворцы РФ, которых вместе с военнослужащими ОГРВ 1,5 тыс. человек, находятся в регионе законно. Когда в 2017 году КС Молдавии постановил, что российские военные в Приднестровье – оккупанты, то имелись в виду и миротворцы. «Конституционный суд Молдавии в той или иной степени превысил свои полномочия в части вынесения решения по данному вопросу. Соглашение о принципах мирного урегулирования является международным договором. Этот международный договор ратифицирован как Республикой Молдова, так и Российской Федерацией. Он принят к исполнению», – сказал Олег Беляков. При этом он отметил, что «даже если Молдова решит выйти из соглашения 1992 года, то не факт, что это же сделает Россия».
«Во-первых, Россия является страной – гарантом приднестровского урегулирования. Во-вторых, в Приднестровье находятся воинские склады РФ (порядка 20 тыс. т) и миротворцы, ротацию которых блокируют молдавские пограничники, и приходится готовить новых солдат в голубых касках из числа местных граждан РФ офицерам из ОГРВ», – отметил сопредседатель ОКК от Приднестровья.
Президент Приднестровья Вадим Красносельский ранее так прокомментировал ситуацию: «Очень опасно решение Конституционного суда Республики Молдова о признании незаконным российского присутствия в виде ОГРВ. Это понятно по Конституции Молдовы. Но то, что Конституционный суд советует решить данную проблему дипломатическим либо военным путем, это серьезно и опасно. Конституционный суд не советует решить проблему в соответствии с действующим законодательством, а прямо указывает путь решения».
После дискуссий в обществе и протестов Приднестровья КС РМ пояснил, что вне закона находятся в РМ военные ОГРВ, а не миротворцы. Но поправка осталась на словах, а документ КС – без изменений. Тогда президент РМ Игорь Додон выразил недовольство решением КС. «Состав КС изменится, а страна останется, и останется то, что судьи поставили под сомнение», – отметил Додон. Так и получилось. Сегодня в Молдавии новый Конституционный суд, но решение старого о признании Приднестровья оккупированной территорией осталось. В документе отмечено, что «около 11% территории Молдавии является оккупированной, а Российская армия не была выведена из Приднестровского региона».
Между тем источник «НГ» в администрации Тирасполя заметил, что соглашение было подписано и действует не только по миротворцам, но и относительно ОГРВ, только оно не предается огласке. Если это так, то в парламенте РМ об этом должны знать. И на этом фоне заявление представителя правой партии «Платформа DA» выглядит провокационным. Тем более если учесть ухудшающиеся отношения Кишинева и Тирасполя. Молдавия оказывает открытое давление на непризнанную республику, с которой еще недавно собиралась объединяться чуть ли не на федеративной основе. Сейчас молдавские банки блокируют приднестровские предприятия, мешая экспорту местной продукции в страны ЕС. Недавно был введен запрет на проезд через молдавско-украинскую границу приднестровского транспорта, несмотря на соответствующую договоренность в рамках ЕС. Позже премьер-министр РМ Ион Кику заявил, что Кишинев отменяет это решение, но 1 апреля через свою границу приднестровские автомобили не станет пропускать Украина. Однако на днях в посольстве Украины в РМ пояснили, что Украина не вводила транспортных запретов для приднестровцев.
«К тому, что нарушаются либо не выполняются ранее достигнутые договоренности, в Приднестровье привыкли, но попытка Молдовы принимать решения за другое государство – это что-то новое», – написал на своей странице в Facebook пресс-секретарь президента Приднестровья Денис Подгорный.
Любопытно, что на заявление партии «Платформа DA» представители молдавской власти никак не отреагировали.
Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Томас Майер-Хартинг отметил, что ОБСЕ намерена нацелить Кишинев и Тирасполь на выполнение протоколов «Берлин+», в котором есть и пункт о транспорте. Он также заметил, что вопрос молдавско-приднестровского урегулирования является для ОБСЕ приоритетным.
В представительстве миссии ОБСЕ в Кишиневе на днях состоялось очередное заседание рабочих групп по развитию автомобильного транспорта и дорожной инфраструктуры. Заседание прошло с участием профильных экспертов с обоих берегов Днестра и представителей посредников и наблюдателей формата переговоров «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), передает агентство Moldpress.
Независимая газета. 29.01.2020