Карабах примиряют все интенсивнее
Кирилл Кривошеев
В Женеве завершились двухдневные переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Итогом столь долгой работы стало достаточно общее сообщение, из которого очевидно: хотя базовые проблемы так и не решены, стороны намерены продолжать «малые шаги», начатые в 2019 году. В первую очередь речь идет о взаимных поездках журналистов и общественных деятелей. При этом Баку и Ереван хотят сохранить темп прошлого года, когда министры иностранных дел встречались пять раз.
Первая встреча глав МИД Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова в 2020 году была необычно долгой. Она продолжалась более семи часов 29 января, а затем еще четыре часа 30 января. Но и это еще не все: накануне основных переговоров каждый из министров встретился с посредниками по урегулированию — сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Карабаху.
Рекордом это назвать нельзя: в долгой истории нагорнокарабахского конфликта были и более продолжительные переговоры. Однако в Баку их назвали «самыми интенсивными за последние годы».
При этом ни одной утечки, о чем же говорили министры, не было до самого вечера четверга.
Впрочем, намек на то, что встреча чем-то отличается от предыдущих, был. 29 января азербайджанский президент Ильхам Алиев поговорил по телефону с французским — Эмманюэлем Макроном. Напомним, что Франция — один из сопредседателей Минской группы наряду с Россией и США. «Президент Азербайджана еще раз довел до французского коллеги позицию Баку по конфликту»,— лаконично сообщила пресс-служба, уточнив, что разговор состоялся по инициативе Парижа. Сам факт разговора говорит о многом: президенты стран-сопредседателей редко проявляют активность на фоне переговоров.
Официальное сообщение после десятичасового марафона показалось весьма скудным.
Как заявили в МИД Азербайджана, стороны «обсудили предложения, выдвинутые в 2019 году, в частности подготовку двух народов к миру, гуманитарный обмен», а также «принципы и элементы, составляющие основу урегулирования». Особое внимание Баку уделил Хельсинкскому заключительному акту — документу 1975 года, закрепляющему нерушимость границ.
В прошлом году впервые за много лет армянских журналистов пустили в Азербайджан, и наоборот. После этого, как уже писал “Ъ”, обмены решили продолжить, подключив к процессу не только журналистов, но также общественных и культурных деятелей.
Сообщение армянского МИДа практически не отличалось: в нем тоже говорилось о предложениях 2019 года и принципах урегулирования, а также подтверждалось желание встретиться еще раз в ближайшее время.
При этом, как сообщил “Ъ” источник в Ереване, Зограб Мнацаканян вновь говорил о необходимости включить в переговорный формат «избранные власти Нагорного Карабаха».
Сейчас самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика (НКР) не участвует в переговорах, армянский премьер Никол Пашинян с момента прихода к власти говорит, что ее надо туда включить. «Власти Карабаха контролируют территорию Нагорного Карабаха, являются законными представителями живущего там населения. И без них, без их согласия невозможно мирное урегулирование. Поэтому наша позиция заключается в том, что переговоры должны быть трехсторонние: Баку, Ереван и Степанакерт»,— пояснил собеседник “Ъ”.
Пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева, в свою очередь, представила “Ъ” позицию Баку на этот счет. «Когда говорят "избранные власти Нагорного Карабаха", я хочу спросить: избранные кем? Там была этническая чистка, и азербайджанцы были изгнаны со своих территорий. О каких выборах можно говорить?»
Признавать азербайджанскую общину Нагорного Карабаха, которая существует в виде общественной организации, Ереван действительно отказывается. «Нагорный Карабах на протяжении своей истории никогда не был двуобщинной единицей,— говорила пресс-секретарь армянского МИДа Анна Наглалян в конце прошлого года.— Даже в советское время Нагорный Карабах был армянской автономией, несмотря на попытки Баку изменить демографическую ситуацию за счет переселения азербайджанцев».
Женевская встреча прошла меньше чем через два месяца после предыдущей. В декабре 2019 года армянский и азербайджанский министры встречались в Братиславе. Причем туда господин Мамедъяров прилетел сразу после разговора с российским коллегой Сергеем Лавровым, который прилетал в Баку. Именно российский министр настаивает на необходимости «малых шагов», которые, по его мнению, могут снизить градус напряженности и приблизить решение многолетнего конфликта.
Скромные, но психологически значимые успехи 2019 года в карабахском урегулировании были достигнуты за счет интенсивности переговоров: главы МИДов встречались пять раз. В этом году стороны намерены сохранить такой темп и поэтому договорились встретиться еще раз «в ближайшее время».
Коммерсантъ. 30.01.2020