Белоруссия ищет союзную нефть
Ольга Мордюшенко
Минск продолжает активно развивать тему альтернативных поставок нефти на фоне отсутствия контрактов с Россией. Правительство Белоруссии получило распоряжение провести переговоры с входящим в Евразийский союз Казахстаном, у которого можно купить нефть беспошлинно. Но казахстанская нефть будет стоить дороже российской из-за разницы пошлин, при этом Россия может не согласовать ее трубопроводный транзит через свою территорию.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству провести переговоры с Казахстаном о поставках нефти и нефтепродуктов в республику. О возможности таких закупок в размере 3,2–3,5 млн тонн Минск договорился еще в октябре 2019 года, окончательное соглашение с конкретными условиями планировалось подписать в начале 2020 года. Но пока никаких двухсторонних соглашений не подписано.
Даже если это произойдет, Белоруссии предстоит получить согласие России на транзит нефти. Причем Казахстан в этих переговорах не собирается быть посредником, заявил замглавы Минэнерго страны Мурат Журебеков 28 января. По его словам, поставки возможны железнодорожным транспортом или нефтепроводом Атырау—Самара и «Дружбой». При этом Казахстан при поставках нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС ставит условие о запрете реэкспорта, по этой причине уже несколько месяцев буксуют переговоры с Киргизией. Экономика белорусских НПЗ основана именно на экспорте нефтепродуктов в Европу.
Возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим
Александр Лукашенко, президент Белоруссии, 21 января
Белоруссии приходится искать замену российской нефти, так как государственный «Белнефтехим» до сих пор не может договориться о поставках сырья с основными российскими нефтекомпаниями. Белоруссия требует отменить традиционную премию, которую поставщики получают к экспортному паритету (около $6 за тонну). На данный момент нефть в республику поставляют только структуры группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. Их квартальная квота по этому направлению составляла 750 тыс. тонн, из которых на февраль осталось около 250 тыс. тонн, пояснили “Ъ” в «Сафмар». Но этот объем обеспечит менее 20% сырья, необходимого для полной загрузки двух белорусских НПЗ.
Даже если Россия разрешит трубопроводный транзит нефти из Казахстана в Белоруссию, эти поставки для Минска будут все менее выгодны, чем импорт из России. Хотя Казахстан может поставить нефть в Белоруссию без экспортной пошлины (как это делает и Россия), в Казахстане размер этой пошлины меньше — $60 за тонну при текущей цене нефти против $78,5 на тонну (на февраль). Таким образом, казахстанская нефть, поставляемая по цене экспортного паритета, будет на $18,5 за тонну дороже.
Пока, как сообщил “Ъ” советник президента «Транснефти» Игорь Демин, «никаких обращений по транзиту нефти из Казахстана в Белоруссию в компанию не поступало».
После подачи заявки квоту на прокачку должно одобрить правительство РФ. В прошлом году Казахстан отправил на экспорт транзитом через Россию 15,3 млн тонн нефти (общая добыча в стране — около 90 млн тонн).
В январе Минск уже получил небольшую партию нефти из Норвегии, а также направил коммерческие предложения о покупке сырья на Украину, в Польшу, Азербайджан и страны Прибалтики. Также Александр Лукашенко говорил о возможности поставок нефти из США или Саудовской Аравии.
Как отмечает Сергей Гарамита из Райффайзенбанка, если цель закупок нефти в Казахстане — снижение доли потребления российской нефти любым путем, то инфраструктура для этого есть. Но, отмечает он, «всем было бы проще и экономически выгоднее, если бы российская и белорусская стороны пришли к согласию по поставкам и цене». Дмитрий Маринченко из Fitch поясняет, что, хотя экспортная пошлина на нефть в Казахстане не сильно отличается от российской, транспортное плечо возрастает, так что поставки вряд ли будут дешевле российских. Он также считает, что, так как объемы из Казахстана должны идти через систему «Транснефти», «не факт, что Москва их согласует». По его мнению, для Белоруссии речь может снова идти о точечных разовых поставках, чтобы улучшить переговорную позицию и в итоге добиться от России уступок.
Коммерсантъ. 30.01.2020