Абхазование новой власти
Владимир Соловьев
В Абхазии, где политический кризис вытряхнул из президентского кресла Рауля Хаджимбу, готовятся в марте выбрать нового руководителя республики. Фаворитом считается лидер оппозиции Аслан Бжания, выступающий среди прочего за снятие запрета на продажу недвижимости иностранцам. У Москвы предпочтений нет: главное, чтобы на этот раз обошлось без экстренных командировок кураторов Абхазии в Сухум.
Политический кризис в Абхазии, закончившийся отставкой президента Рауля Хаджимбы, трансформировался в предвыборную кампанию. Местный парламент 13 января принял отставку господина Хаджимбы и назначил исполняющим обязанности президента премьера Валерия Бганбу. Ранее ЦИК назначил внеочередные выборы главы республики на 22 марта. Если считать состоявшиеся в прошлом году первый и второй туры президентских выборов, весеннее голосование будет третьей попыткой избрать руководителя Абхазии.
В понедельник обозначились первые кандидаты в президенты. Об участии в выборах сообщил экс-глава МВД Леонид Дзапшба. Он баллотировался и в прошлом году, но не набрал и 6% голосов. Вступить в борьбу намерен и глава «Блока оппозиционных сил» депутат Аслан Бжания. Выдвинуть свою кандидатуру на прошлогодних выборах ему помешало отравление.
Участие господина Бжании в президентской кампании означает, что Алхас Квициния, противостоявший в сентябре Раулю Хаджимбе, выборы пропустит, говорит сухумский политолог Инал Хашиг. В беседе с “Ъ” он не исключил, что кандидата выдвинет и команда Рауля Хаджимбы (сам экс-президент участвовать в выборах не будет). По словам господина Хашига, в последнее время популярность набирает новый мэр Сухума Кан Кварчия — сын спикера парламента Валерия Кварчии. «Он несколько месяцев возглавляет город, и много положительного уже сделано. Он стал популярным, поскольку приводит в порядок Сухум. Как оказалось, для этого достаточно просто выполнять свои обязанности. То, что казалось неразрешимым, стало решаться: уборка улиц, ремонт дорог»,— говорит господин Хашиг. Пока, впрочем, сухумский мэр о президентских амбициях не заявлял.
Инал Хашиг не исключает появления кандидата, за которым будет стоять экс-президент Абхазии, а ныне депутат Александр Анкваб. В прошлом году он поддержал бывшего замминистра иностранных дел Олега Аршбу, который в первом туре выборов финишировал третьим, набрав 21,60% голосов и незначительно уступив фаворитам Раулю Хаджимбе и Алхасу Квицинии (23,85% и 21,97% соответственно).
«Фактор Анкваба» призывает учитывать и старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Вадим Муханов. «У него (Александра Анкваба.— “Ъ”) есть своя команда, большое политическое влияние, деньги. Он может вложиться в раскрутку кандидата»,— сказал эксперт “Ъ”.
Главный редактор сухумского информагентства «Абхазия-Информ» Манана Гургулия слышала о возможном выдвижении в президенты главы Контрольной палаты республики (аналог российской Счетной палаты) Роберта Аршбы. По ее словам, его кандидатуру может поддержать Александр Анкваб.
Сам господин Анкваб не распространяется о политических симпатиях, и пока фаворитом все считают Аслана Бжанию. Ранее господин Бжания активно выступал за реформу органов госуправления, сокращение числа министерств с нынешних четырнадцати до семи, упразднение ведомств, дублирующих функции друг друга, борьбу с коррупцией, а также снятие моратория на приобретение недвижимости иностранцами. Продажа недвижимости давно вызывает в Абхазии жаркие споры: многие опасаются, что это может существенно изменить демографический состав небольшой республики — не в последнюю очередь за счет притока россиян.
Впрочем, Вадим Муханов обращает внимание на специфику Абхазии, где голосуют не за программы кандидатов, а по принципу «свой — чужой»: «Голосуют за своего парня, за свой или дружественный клан».
При этом, отмечает он, экс-президенту Хаджимбе удалось то, чего до сих пор здесь не наблюдалось — настроить против себя большинство: «Надо прямо сказать, ничего достичь не получилось или не смогли. Никаких успехов. Это стало дополнительным фактором недовольства. Итоги прошлогодних выборов позволяют говорить, что значительная часть населения тогда уже была недовольна политикой Хаджимбы».
Политолог Лиана Кварчелия из сухумского Центра гуманитарных программ в беседе с “Ъ” перечислила проблемы, решения которых ждут в Абхазии: улучшения социально-экономической ситуации, борьбы с криминалом и коррупцией. Инал Хашиг добавляет: назрели масштабные реформы, в первую очередь в правоохранительной сфере. «Без борьбы с криминалом никаких экономических реформ не получится»,— уверен он.
По словам Инала Хашига, чтобы не повторился кризис, аналогичный недавнему, политическим силам следует выработать общую повестку, которая будет реализовываться вне зависимости от того, кто победит в марте. «Если такой повестки не будет, следующего кризиса ждать долго не придется. Никто сейчас не имеет ощутимого влияния, какое имели Ардзинба и Багапш (первый и третий лидеры Абхазии Владислав Ардзинба и Сергей Багапш.— “Ъ”). А значит, кто бы ни выиграл, он всегда будет в осаде. Потому нужна поддержка всех сил, а она может быть, только если будет план действий, который никто не будет оспаривать. И четкие правила игры, исполнение которых вернет стабильность»,— заключает эксперт.
Стабильность интересует и Москву, при чьем непосредственном участии разрешился недавний кризис, которым пришлось заниматься курирующему республику помощнику президента РФ Владиславу Суркову и заместителю секретаря Совбеза Рашиду Нургалиеву.
На предстоящих выборах Россия ни на кого не ставит, уверяет занимающийся Абхазией собеседник “Ъ” в российских госструктурах. Подход Москвы он описал так: «Сами выбирайте президента и сами решайте свои проблемы».
Но деньгами Москва помогать продолжит. В пресс-службе Министерства по делам Северного Кавказа заверили “Ъ”, что «все обязательства, связанные с оказанием финансовой помощи Республике Абхазия в целях социально-экономического развития, а также мероприятия инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики будут выполнены в установленные сроки». В ведомстве уточнили, что в рамках инвестпрограммы содействия развитию Абхазии на 2020–2022 годы в республику поступит в общей сложности 4,5 млрд руб.— по 1,5 млрд ежегодно.
Коммерсантъ. 14.01.2020