Зеленский может парализовать нормандский формат
Татьяна Ивженко
Президент Украины сказал западным СМИ, что намерен 9 декабря в Париже задать вопрос о Крыме и выдвинуть свои условия урегулирования в Донбассе. Это может сорвать очередную попытку урегулирования. Ситуация развивается на фоне нового скандала, связанного с заявлением спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина о том, что из состава Украины могут выйти несколько областей.
«Национализм и притеснение малых народов может привести к выходу из состава Украины ряда областей», – сказал Вячеслав Володин (текст заявления доступен на сайте Госдумы РФ). Так он прокомментировал поведение киевской делегации на форуме ООН по вопросам нацменьшинств в конце ноября: украинцы сорвали выступление депутата Госдумы Руслана Бельбека, избранного в Крыму. Свои действия украинская сторона мотивирует тем, что не признает российского статуса Крыма, а поэтому не признает ни законности проведения российских выборов на полуострове, ни их итогов.
Спикер Госдумы порекомендовал «властям Украины задуматься, почему в 2014 году подавляющее большинство – более 96% жителей Крыма и Севастополя: русские, украинцы, крымские татары, белорусы, армяне, азербайджанцы – приняли решение о вхождении в состав Российской Федерации».
В Киеве уже традиционно не реагируют на заявления представителей российской власти. Но слова Вячеслава Володина (на фоне звучащих в Украине прогнозов относительно вероятности «российского вторжения») вызвали множество комментариев. Замминистра иностранных дел Василий Боднар написал в соцсети: «Провокационные формулировки и тон заявления направлены против территориальной целостности Украины и укладываются в логику продолжения гибридной войны РФ против нашего государства». Он считает, что выпад требует официальной реакции.
Глава МВД Украины Арсен Аваков считает, что заявление Володина «помогает нам, украинцам, лучше понимать истинные устремления «русского мира». Себя Аваков причислил к «русскоязычным украинским националистам». И обратился к украинским «сторонникам всепрощения, покупки электроэнергии, дешевого газа со скидкой и прочим, твердящим, что «мы один народ». Аваков считает, что этой группе украинских граждан следует внимательно отнестись к заявлению спикера Госдумы РФ о возможном выходе из состава Украины ряда областей.
Вице-премьер украинского правительства по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Дмитрий Кулеба прокомментировал российское заявление в том ключе, что из состава Украины «никто никуда не выйдет». И продолжил: «Для восстановления исторической справедливости, демократического управления, внедрения европейских стандартов жизни Украина готова принять пару областей России». На слова Кулебы, в свою очередь, отреагировала представитель МИД РФ Мария Захарова: «Одна «российская область» (имеется в виду Крым. – «НГ») уже была в составе Украины, и ей там не понравилось».
В центре разгорающегося скандала, судя по звучащим заявлениям, два вопроса – о принадлежности Крыма и о языковой политике Киева. Второй из них еще в период президентства Петра Порошенко привел к конфликтам Украины с Венгрией. Из-за принятого в прошлом году украинского закона «Об образовании» (предполагающего обучение на украинском языке) Будапешт стал применять право вето в сфере отношений Украины с НАТО. Принятый весной с.г. закон о государственном языке принес дополнительные осложнения в двусторонние отношения.
В период предвыборной кампании Владимир Зеленский признавал, что языковая политика утверждалась властью без широких консультаций с обществом. Он обещал изучить законодательство и при необходимости внести в него поправки. До сих пор ситуация остается прежней. До конца текущего года рекомендации украинской стороне должна дать Венецианская комиссия.
Теме Донбасса будет посвящена встреча лидеров в Нормандском формате. На днях, общаясь с журналистами западных СМИ (Der Spiegel, Le Monde, Time, Gazera Wyborcza), Владимир Зеленский сказал, что он намерен 9 декабря в Париже задать вопрос о Крыме: «Я спрошу на саммите, можем ли мы разговаривать о Крыме в этом кругу. Если нет, то мне бы хотелось, чтобы мы согласовали еще какой-то формат. Эта наша территория, и я бы хотел, чтобы она к нам вернулась». Он уточнил, что «в деле с Крымом могли бы помочь США. Мог бы быть такой формат переговоров: Украина, Россия, США».
Как известно, российская сторона отказывается обсуждать вопрос принадлежности Крыма в любом формате, поскольку считает тему закрытой. Но даже если это не приведет к осложнениям на переговорах, то позиция украинской стороны по поводу Донбасса может не устроить российскую делегацию. Зеленский сказал западным СМИ, как он видит проведение местных выборов в Донбассе (это центральный вопрос «формулы Штайнмайера»). «Выборы проходят по украинскому законодательству. Украинский закон исключает присутствие людей с оружием. Все украинские партии должны иметь доступ, наблюдатели, журналисты, ОБСЕ, Центральная избирательная комиссия Украины. Если есть вооруженные группировки, ни одна партия не пойдет участвовать в выборах там», – заявил украинский президент. Он назвал наиболее сложным вопросом контроль над границей: «Я говорю им честно: я не согласен с тем, как этот вопрос был решен в Минске (в 2014–2015 годах. – «НГ»): согласно Минским соглашениям, сначала пройдут выборы, затем – контроль над границей».
Политические противники Зеленского задают вопрос о том, сможет ли он выдержать эту линию. Одна из лидеров партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко Ирина Геращенко написала в соцсети, что накануне встречи в Нормандском формате «Володин делает откровенно хамское, агрессивное, неуважительное заявление относительно возможной потери Украиной нескольких областей…». По ее мнению, это попытка отвлечь внимание от предстоящей встречи, в ходе которой «точно будут попытки «купить» Украину за дешевый газ и принудить ее к выполнению политического блока (Минских соглашений. – «НГ») по кремлевскому сценарию».
Некоторые политики в Киеве допускают, что молчание на фоне неопределенной ситуации с переговорами в Париже и сложной ситуации с соседями на западной границе Украины может привести к новым очагам сепаратистских выступлений и новым конфликтам. Размышляя об «особом статусе» Донбасса, представители оппозиции упоминают о звучавших прежде требованиях предоставить автономию венграм в Закарпатье. Летом, когда венгерская правительственная делегация без согласования с украинской стороной посетила Закарпатскую область, отдельные чиновники в Киеве прямо заявили о поползновениях создать «венгерский анклав».
На днях посол Венгрии в Украине Иштван Ийдярто в интервью Oboz.TV заверил, что Будапешт печется исключительно о соблюдении прав (в том числе языковых и образовательных) нацменьшинства, проживающего на территории Украины. «Я знаю, что существует много спекуляций по поводу того, что Венгрия хотела бы получить территорию… Официальная позиция Венгрии, на мой взгляд, является вполне четкой: мы безусловно поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины. Мы были первым государством, подписавшим основной договор с Украиной, что у нас нет никаких претензий относительно любой украинской территории. Если этого недостаточно, я не знаю, как мы можем доказать, что у нас нет таких амбиций», – сказал посол. Реагируя на формулировку журналиста, он отметил: «Мне не нравится, что вы проводите параллель с Крымом. Я вполне понимаю проблему Крыма, понимаю серьезность украинско-российских отношений. Но мы не такие. Поэтому Закарпатье – это не Крым…»
При этом Будапешт не намерен отказываться от программ поддержки своего нацменьшинства. И обещает добиваться соблюдения прав этнических венгров в вопросах языковой политики Киева.
Независимая газета. 02.12.2019