В 2020 году экономику ждет "жесткая посадка"
Ольга Соловьева
Российская экономика в ближайшие месяцы может провалиться, считают независимые экономисты. Ни один из секторов не демонстрирует сегодня ускорения, которое могло бы продолжиться и в новом году. Мало того, при относительно благоприятной внешней конъюнктуре почти все макропоказатели просто застыли. Обещанного ускорения от реализации нацпроектов в первом полугодии 2020 года ждать также не приходится. Некоторые эксперты считают, что шанс на оживление появится у российской экономики лишь после президентских выборов в США.
В ноябре темп роста российского ВВП замедлился до 1,6% в годовом выражении. В целом же по итогам 11 месяцев отечественная экономика увеличилась всего на 1,3%, следовало из данных Минэкономразвития. «Текущая динамика темпов экономического роста укладывается в ожидания Минэкономразвития России по росту ВВП в четвертом квартале и по 2019 году в целом. Вместе с тем с учетом ухудшения ситуации в промышленности и временного характера ускорения роста выпуска в других отраслях (торговля, сельское хозяйство) существует риск дальнейшего ослабления экономической активности в декабре и начале 2020 года до начала восстановления темпов роста кредитной активности и совокупного спроса», – прогнозировали в ведомстве Максима Орешкина.
Анализ широкого круга индикаторов свидетельствует о развитии негативных тенденций в экономике, соглашаются независимые экономисты. «Вероятность провала в ближайшие месяцы достаточно высокая», – считает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
В первую очередь на такую возможность указывает продолжающаяся стагнация корпоративного кредитования и набирающее обороты замедление в сегменте розничного кредитования.
Так, в ноябре рост кредитов физлицам составил 1,3% против 0,9% в октябре, следовало из данных Центробанка. В целом за 11 месяцев темп роста розничного кредитования в России замедлился до 17,4% против прироста в 21,4% за аналогичный период 2018 года.
Ужесточение ЦБ условий выдачи потребительских кредитов, в частности, уже привело к обвалу на авторынке, обращает внимание Тремасов. «В ноябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 6,4% год к году. По итогам января–ноября зафиксировано снижение продаж на 2,8% год к году. В результате ужесточения условий выдачи у населения стало оставаться меньше денег на руках, что в первую очередь ударило по спросу на товары длительного пользования, подчеркивал он в своем Telegram-канале MMI.
В ВТБ ожидают, что розничное кредитование в России в 2020 году замедлится примерно вдвое с 20% в 2019 году. «Уже сейчас это затухание становится все более очевидным», – говорил зампредправления ВТБ Анатолий Печатников. По мнению банкира, происходит насыщение рынка розничного кредитования и рост этого направления за счет новых клиентов ограничен.
Сегмент потребительских кредитов замедлится наиболее значительно – после темпов роста около 21% в 2019 году мы сможем увидеть рост лишь около 8% в 2020-м, соглашался член правления банка «Открытие» Александр Пахомов. По его словам, замедление произойдет под влиянием двух основных факторов: последовательных мер ЦБ по снижению рисков, связанных с быстрым ростом необеспеченного потребительского кредитования, а также за счет постепенного роста долговой нагрузки на россиян. В то же время сегмент ипотечного кредитования сохранит достаточно высокие темпы роста: около 15% за год по сравнению с 17% в 2019 году, не исключает Пахомов.
Другим важным фактором, по мнению Кирилла Тремасова, является замедление корпоративного кредитования. «В ноябре совокупный портфель корпоративных кредитов впервые в этом году – если не учитывать околонулевую динамику в июле – немного сократился (–0,1%)», – говорилось в материалах регулятора. Прирост за 11 месяцев составил всего 4,4%, что на 1,6 п.п. меньше, чем годом ранее, подчеркивали в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.
Собственно, вряд ли стоит ждать и самого ускорения в реальном секторе в начале следующего года, сомневаются эксперты. К примеру, в обрабатывающей промышленности уже начинается рецессия. «Данные Росстата по промышленности за ноябрь зафиксировали резкое ухудшение динамики, о чем уже давно сигнализировал PMI (индекс деловой активности. – «НГ»). Индекс промпроизводства в ноябре вырос на 0,3%, что стало минимальным значением с декабря 2017 года», – отмечал Тремасов. Как говорит эксперт, такое резкое замедление было связано с изменением динамики в секторе обрабатывающей промышленности. «Здесь после бурного роста в сентябре и октябре на 3,2 и 3,7% соответственно в ноябре была зафиксирована остановка: 0,1% год к году. Столь низкий показатель связан с провалом в машиностроении и металлургии, в то время как нефтепереработка продолжала оказывать поддержку росту», – сообщал экономист.
В то же время собственно добыча черного золота не оказывает поддержку промпроизводству. Экономисты обращают внимание на негативную динамику по добыче нефти. Так, добыча нефти с газовым конденсатом в России в ноябре составила 46 млн т, или 11,24 млн барр. в сутки, в то время как в октябре и сентябре добывалось примерно столько же – 11,24 млн и 11,26 млн барр. в сутки соответственно. В годовом выражении производство черного золота в стране в ноябре вообще показало отрицательную динамику: –1,2% против –1,6% в октябре. И вряд ли эта тенденция изменится в начале следующего года, отмечают эксперты.
Кирилл Тремасов напоминает о декабрьском соглашении ОПЕК+, по которому страны-производители договорились о дополнительном сокращении добычи. Напомним, Россия в рамках сделки пообещала снизить добычу еще на 70 тыс. барр. в сутки, то есть общая квота страны составит 300 тыс. барр. в сутки. Говоря о дальнейшем замедлении добычи, заметим, многие аналитики тогда говорили, что Россия выбила себе «бумажное» сокращение, которое может и не сказаться на реальном производстве (см. «НГ» от 08.12.19).
Так называемые опросные индексы также не вселяют надежд на улучшение картины в промышленности и по итогам декабря. Так, индекс промышленного оптимизма, который рассчитывает Институт Гайдара, в декабре снижался. В 2019 году склонность российской промышленности к стагнации усилилась, подчеркивает завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «И в прогнозах спроса, и в планах выпуска, и в планах найма доля ответов об отсутствии изменений увеличилась. Она достигла очередного максимума по всем трем показателям всего периода наших опросов 1992–2019 годов. Впрочем, если назвать этот результат «достижением стабилизации», то стакан станет наполовину полным, а не наполовину пустым», – рассуждает экономист.
Ничего хорошего на 2020 год не сулят и косвенные показатели. Специалисты обращают внимание на поведение такого индикатора экономической активности, как грузоперевозки. «В ноябре спад составил в годовом выражении 1,5% против нулевой динамики в октябре, объем коммерческих перевозок грузов сократился в ноябре в годовом выражении на 7,8% после падения на 4,7% в октябре. В целом за 11 месяцев грузооборот транспорта вырос лишь на 0,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а объем коммерческих перевозок грузов просел на 4,3%», – отмечал Тремасов, подчеркивая, что сегодняшний спад в этом сегменте сопоставим с кризисом 2014–2016 годов.
Хроническим также становится и снижение спроса на рабочую силу в стране. «В ноябре потребность в рабочей силе (количество размещенных вакансий на бирже труда) снизилась на 1,2% в годовом выражении (в октябре было снижение на 0,8% год к году, в сентябре – на 0,4%). Годовая динамика этого показателя третий месяц подряд остается отрицательной, и это позволяет говорить уже об устойчивом тренде», – сообщил в своем Telegram-канале MMI директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития). По его словам, переход этого индикатора в отрицательную область всегда становится предвестником кризиса в экономике.
Экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) также не увидели возможности для ускорения. Они отмечают, что низкие темпы роста экономики сегодня наблюдаются «в условиях весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры». В текущем году среднегодовой уровень цен на нефть составит 63–64 долл. за баррель. При этом «стоят» или медленно растут все основные компоненты конечного спроса – потребление населения, инвестиции и экспорт, обращали внимание в центре. «Сложилось прочное недоверие субъектов экономики к росту», – утверждают в ЦМАКП.
Независимая газета. 23.12.2019