Сближение России и Евросоюза под вопросом
Юрий Паниев
Подписание 30 лет назад Соглашения об экономическом сотрудничестве с Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии стало отправной точкой в установлении официальных отношений между Россией и ЕС. История этих отношений знала немало падений и взлетов, но никогда они не опускались до такого низкого уровня, какого достигли после украинского кризиса и санкционной войны.
Ненормальность сегодняшних отношений между Россией и Евросоюзом особенно очевидна в условиях общих угроз и вызовов – терроризма, наркотрафика, оргпреступности, нелегальной миграции и др. Европа же, столкнувшись с новыми вызовами, на которые у нее пока нет ответов, становится все более зациклена на себе.
В этой связи в Москве, судя по всему, не особо удивились тому, что в Брюсселе даже не потрудились сделать официального заявления по случаю юбилейной даты. «Мы не планируем делать никаких заявлений. Есть много юбилеев, и я не думаю, что по каждому надо делать заявления – у нас есть даты по отношениям со многими партнерами в мире», – пояснил официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Питер Стано.
Вместе с тем он отметил, что «отношения Россия–ЕС важны для Евросоюза, поскольку Россия – это значимый партнер и самый большой сосед». «Принципы, которыми мы руководствуемся в отношения с Россией, основаны на наших (европейских) ценностях и наших интересах, и одним из них является полное выполнение Минских соглашений по Украине, где Россия играет ведущую роль, – заявил Стано. – Мы видим, что прошел саммит (в Нормандском формате) в Париже, есть результаты».
Канцлер ФРГ Ангела Меркель тоже заметила прогресс в урегулировании конфликта в Донбассе, однако повода снимать санкции с России пока не обнаружила. По ее словам, участники состоявшегося 12–13 декабря саммита ЕС «продлили санкции единогласно».
При этом президенты Латвии, Литвы и Эстонии рассматривают антироссийские санкции как элемент региональной безопасности. «Мы встревожены уже шесть лет, с момента оккупации Крыма, – заявила президент Эстонии Кристи Кальюлайд, представляя на днях консолидированное мнение лидеров стран Балтии. – Западным странам нельзя допустить ту же ошибку, которая была допущена в Грузии в 2008 году, то есть вернуться к обычным бизнес-связям, предшествующим конфликту. Мы твердо стоим на том, что нельзя пересматривать режим санкций до полного выполнения Минских соглашений».
Напомним, что в 2014 году Евросоюз ввел санкции в отношении РФ в связи с событиями в Украине и воссоединением Крыма с Россией. Ограничительные меры неоднократно расширялись и продлевались. Были приостановлены переговоры о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве, введен запрет на въезд в страны ЕС для должностных лиц из РФ и заморожены их активы, введены ограничительные меры торгового, финансового и военного характера. В ответ Россия инициировала запрет на импорт из стран Евросоюза ряда продовольственных товаров.
Отвечая на вопрос об антироссийских санкциях Европы на ежегодной пресс-конференции, президент РФ Владимир Путин сказал: «Есть разные, но сводящиеся к одному и тому же оценки последствий этих санкций для всех участников этого малоприятного процесса». Потери Евросоюза, по его словам, составили 50 млрд евро. Россия, по оценкам Всемирного банка, не досчитывается 50 млн долл. в месяц, Германия – 750 млн. «За ними (потерями) стоят не просто деньги и суммы какие-то, рабочие места стоят, потеря рынков, в том числе российского рынка, на наш рынок просто приходят другие участники международных экономических отношений», – пояснил Путин.
Как бы то ни было, Россия по-прежнему нацелена на восстановление полномасштабного сотрудничества с Евросоюзом – крупнейшим торгово-экономическим партнером. На его долю приходится более половины экспорта и свыше 40% импорта России. Товарооборот между Россией и Евросоюзом сегодня вполне мог бы достигать отметки в полтриллиона долларов, если бы не позиция ЕС в контексте украинских событий.
В Москве не оставляют надежды на то, что в ее отношениях с Брюсселем возобладают здравый смысл и понимание безальтернативности взаимовыгодного сотрудничества. Смена руководства в Евросоюзе и начало нового институционального цикла открывают возможность для «нового старта» в отношениях с Россией, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. 1 декабря к исполнению обязанностей официально приступили глава Евросовета Шарль Мишель и новый состав ЕК под председательством Урсулы фон дер Ляйен. Новая плеяда еврокомиссаров могла бы попытаться выстроить отношения с Россией менее предвзято. Тем более что в ЕК сменились обладатели ключевых для Москвы должностей. Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности стал экс-глава МИД Испании Жозеп Боррель, а еврокомиссаром по энергетике, курирующим переговоры по транзиту газа с Россией и Украиной, – эстонка Кадри Симсон.
Лавров уже встретился с Боррелем на полях заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Братиславе. Как сообщили в МИДе, главы дипломатии РФ и ЕС рассмотрели пути преодоления затянувшегося кризиса в отношениях Москвы и Брюсселя. Лавров обратил внимание на то, что восстановление между Россией и ЕС взаимовыгодного, равноправного и уважительного взаимодействия в сферах совпадающих интересов отвечало бы интересам стран и народов всего Европейского континента.
Если Россия открыта к взаимовыгодному, равноправному и прагматичному сотрудничеству с ЕС в гармонии с интересами союзников всех других партнеров в Евразии, то Евросоюз не готов к равноправным отношениям. Как написал Лавров в статье «Соседи по Европе», приуроченной к 30-летию отношений РФ с ЕС, в Брюсселе сейчас пытаются искусственно разделять Европу на «настоящую» и остальную. Такой подход глубоко порочен, искажает географию и историю и не идет на пользу самому евроинтеграционному проекту.
Глубоко заниматься российской тематикой у нового состава ЕК вряд ли получится. Боррель дал понять, что куда больше Брюссель интересуют диалог с государствами Западных Балкан, усиление поддержки стран – соседей ЕС, в первую очередь Украины, взаимоотношения с Африкой и США. Ранее он назвал Россию старым врагом Евросоюза. На слушаниях в Европарламенте Боррель сказал, что «лучший путь противостоять российскому экспансионизму или… российской угрозе – помочь Украине, повысить ее стойкость и способность проводить реформы». В свою очередь, Симсон считает, что газопровод «Северный поток–2» не соответствует энергетической политике ЕС.
Все предыдущие высказывания о России самой фон дер Ляйен носили сугубо дежурный характер. С одной стороны, она призывала к установлению с Москвой нормальных отношений. С другой – разъясняла, что с Россией, которая хочет «разделить Европу», следует разговаривать с позиции силы и сохранять в отношении нее санкции. «Уже давно мы являемся свидетелями враждебного отношения со стороны России, – заявила она в интервью итальянской Repubblica. – Кремль не прощает никакой слабости. Исходя из нашей позиции силы, мы должны сохранять санкции».
Что касается нового состава Европарламента, то на своей пленарной сессии в январе 2020 года он рассмотрит обзорный доклад комитета по иностранным делам о выполнении общеевропейской политики в сфере обороны и безопасности, в котором рекомендуют выработать долгосрочную стратегию ЕС в отношении России. Она должна строиться на трех столпах – устрашении, сдерживании и трансформации, говорится в докладе. Причина все та же: Россия якобы является «непосредственным источником гибридных и обычных угроз безопасности для ЕС и его государств-членов и активно стремится подорвать европейское единство».
И это не первая попытка ЕП повлиять на ужесточение политики ЕС. В марте была принята резолюция, в которой утверждалось, что «в нынешних обстоятельствах Россия больше не может считаться стратегическим партнером».
В общем, кадровая ротация не изменила принципиальным образом позиционирование ключевых фигур и структур ЕС по вопросу о будущем отношений между Москвой и Брюсселем. Так что возможности дальнейшего сближения России и ЕС остаются открытыми.
НГ-Дипкурьер. 22.12.2019