Обменный маневр
Владимир Соловьев, Минск; Павел Тарасенко; Матвей Шиманов, Киев
Несмотря на провал состоявшегося в среду в Минске заседания трехсторонней контактной группы (ТКГ), Киев с одной стороны и самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) с другой не теряют надежду на обмен пленными до конца года. Обсуждение вопроса может состояться в формате видеоконференции в понедельник, 23 декабря. Ответственность за задержку в реализации планов, согласованных на парижском саммите в «нормандском формате», стороны возлагают друг на друга.
После состоявшегося 18 декабря заседания ТКГ стороны конфликта в Донбассе рассказали о своем видении причин того, почему на встрече не удалось согласовать ожидаемые шаги по нормализации ситуации. Представители Киева и самопровозглашенных ДНР и ЛНР не договорились ни о разведении сил на трех новых участках линии соприкосновения, ни о новом обмене пленными. Таким образом, они не продвинулись в выполнении мер, согласованных 9 декабря на парижском саммите в «нормандском формате» (РФ, Украина, Франция, Германия).
Как сообщил источник “Ъ”, близкий к офису президента Украины, минская встреча планировалась как почти исключительно «техническая», по крайней мере в части обмена удерживаемыми лицами. Стороны заранее согласовали обменные списки и за столом переговоров, как предполагалось, должны были лишь подтвердить готовность приступить к обмену в ближайшие дни.
Но затем, по словам собеседника “Ъ”, все договоренности были нарушены представителями Луганска.
Один из участников состоявшегося заседания на условиях анонимности рассказал “Ъ”, как именно развивались события. Он уверяет, что по вопросу обмена был достигнут компромисс. Более того, впервые украинские переговорщики, собравшись в отдельной комнате с представителями ДНР и ЛНР, вместе выработали позицию по обмену, которую даже зафиксировали на бумаге. По словам источника, текст (“Ъ” удалось ознакомиться с ним) составила представитель ДНР Наталья Никонорова, украинская сторона с ним согласилась. Не возражал и представитель ЛНР Владислав Дейнего. Согласно тексту, состоящему из одного предложения размером с абзац, стороны — Киев и две народные республики — согласились в ускоренном режиме до конца этого года согласовать и утвердить технические и юридические параметры предстоящего обмена.
Однако потом, говорит собеседник “Ъ”, все внезапно изменилось.
В 20:00 на пленарном заседании контактной группы (на нем обычно зачитывается доклад о принятых решениях) Владислав Дейнего заявил: Луганск настаивает на том, чтобы Киев «юридически очистил» каждого человека, подготовленного к передаче властям ЛНР.
Так называемая юридическая очистка предполагает прекращение сторонами уголовного преследования и закрытие уголовных дел в отношении удерживаемых лиц. Решение по обмену, таким образом, принято не было.
Владислав Дейнего в беседе с “Ъ” отказался комментировать детали закрытых переговоров. Но подтвердил, что все, кто попал под обмен, должны быть «очищены». «Позиция однозначна: должна быть полностью подготовлена (к обмену.— “Ъ”) вся группа лиц, следует осуществить всю процессуальную подготовку к обмену»,— заявил он. Свою позицию господин Дейнего аргументировал тем, что после прошлого «большого обмена» в декабре 2017 года выяснилось, что у одних обменянных не было документов, другим были выданы не оригиналы справок об освобождении, а только копии, а на третьих не закрыли возбужденные в отношении них Украиной уголовные дела. В итоге многие обменянные, добавил господин Дейнего, оказались поражены в правах. «Уже два года пытаемся добиться восстановления в правах тех, кого обменяли в 2017 году. Это люди без полноценных документов. Часть из них могут получить наши паспорта, а часть нет»,— сказал представитель Луганска. Что касается тех, на кого не закрыты дела, то, отметил он, без документов эти люди не могут явиться по требованию властей Украины, что влечет за собой юридические последствия.
Владислав Дейнего считает, что, «не очищая» людей юридически, Украина нарушает шестой пункт минского протокола от 5 сентября 2014 года, в котором говорится о помиловании, амнистии и запрете преследования и наказания лиц в связи с событиями в Донбассе. Но, как уже не раз бывало на переговорах в ТКГ, не все трактуют упомянутый протокол одинаково. Собеседник “Ъ” в контактной группе, рассказавший о первоначальном согласовании обмена, указывает: во-первых, там ничего не говорится об очистке, а, во-вторых, пункту шесть об амнистии предшествует пункт пять о безотлагательном обмене.
Тем не менее и в Киеве, и в самопровозглашенных республиках считают, что шанс произвести обмен до конца года все еще сохраняется. Об этом, в частности, заявил главный украинский переговорщик в ТКГ, экс-президент страны Леонид Кучма. «Мы сегодня встретились у президента (Владимира Зеленского.— “Ъ”), поговорили о результатах, только что я переговорил и с Грызловым (представителем РФ на переговорах в Минске Борисом Грызловым.— “Ъ”). Надо все-таки попробовать завтра, не откладывая, провести скайп-конференцию по этому вопросу. Сделать все, чтобы до Нового года освободить людей, хотя бы какую-то часть. Удастся или не удастся — неизвестно. Но президент ставит этот вопрос на первом месте, у него колоссальное желание добиться результата»,— передала пресс-секретарь господина Кучмы Дарка Олифер слова своего шефа.
Чуть позднее в ДНР и ЛНР предложили свою дату для видеоконференции. «Предварительно следующий раунд обсуждения вопросов обмена запланирован на понедельник, 23 декабря, в режиме видеоконференции, что было предложено еще в среду, но не представителями Киева. И Украине следует по максимуму использовать оставшееся время для поиска тех ответов на вопросы, отсутствие которых сделало невозможным согласование очередного этапа обмена»,— заявил Владислав Дейнего. Он выразил надежду на то, что в понедельник самопровозглашенные республики получат «нужные ответы и гарантии» от Киева и смогут согласовать и дату, и списки лиц к обмену. В ДНР такой настрой поддержали.
Коммерсантъ. 20.12.2019