Избрание нового президента Казахстана
Одним из важнейших событий уходящего года в Казахстане стала передача власти – первый президент Нурсултан Назарбаев 19 марта объявил о своей отставке после 30 лет правления независимым государством. Это первый постсоветский лидер Средней Азии, который оставил пост не в результате революции, а по собственной воле.
Его преемником стал спикер сената (верхней палаты Парламента) Касым-Жомарт Токаев, который уже через четыре месяца победил на президентских выборах, набрав 70,96% голосов.
При этом Нурсултан Назарбаев, которого отправили вроде бы на почетную пенсию, никуда не ушел. Он сохранил за собой все политические, экономические и силовые рычаги управления государством и обеспечивает работу Совета безопасности и Ассамблеи народа Казахстана, а также руководит правящей партией «Нур Отан» и председательствует во многих международных учреждениях, в создании которых принимал участие.
При такой схеме в стране заговорили о системе двоевластия. Более того, новая политическая схема выстроена под Назарбаева. Елбасы (отец нации) демонстрирует свое статусное превосходство. Он появляется на публике только в выгодном для него формате, представляя Казахстан на международной арене. Он побывал на всетюркском саммите, на интронизации императора Японии Нарухито, посетил с визитами Пекин и Москву.
Говорить о самостоятельности второго президента Касым-Жомарта Токаева в таких условиях пока не приходится, особенно в свете подписанного в октябре указа, согласно которому действующий глава государства должен согласовывать все кадровые назначения с председателем Совбеза – Нурсултаном Назарбаевым. Окончательный транзит власти может быть завершен после проведения парламентских выборов, когда сформируется команда под действующего президента. Станет ясно, каким силам доверяет казахстанское общество, реализуется ли полноценно правонационалистический или левосоциальный запрос. И то, что многие сейчас называют транзитом власти, на самом деле оказалось полутранзитом. Настоящий транзит власти в Казахстане начнется только с окончательным уходом «01» (так в Казахстане называют первого президента), а пока вокруг второго президента расставлены не только многочисленные «красные флажки», но и бетонные заграждения. У Токаева нет мощной группы поддержки, которая могла бы бросить вызов елбасы.
Вместе с тем последние шаги Токаева говорят о том, что он пытается вести самостоятельную игру. В частности, готовится либерализировать законы о проведении митингов, свободных выборов и регистрации партий, чтобы ослабить монополию «Нур Отан».
Токаев нанес мощный удар по «детищу Назарбаева» – отправил на доработку проект перехода письменности на латиницу, и теперь не факт, что Казахстан откажется от кириллицы. В интервью DW Токаев де-факто поддержал российскую позицию по Крыму, заявив, что в Казахстане не употребляют тяжелое слово «аннексия». И под конец года поддержал инициативу возвращения названия Алма-Ата бывшей столице Казахстана, переименованной при Назарбаеве в Алматы.
Независимая газета. 30.12.2019