ГУАМ претендует на роль «альтернативного звена, связующего Европу и Азию»

Владислав Макаров

Главной темой завершившегося 12 декабря в Киеве саммита стран ГУАМ (Грузия – Украина – Азербайджан – Молдавия) было экономическое сотрудничество стран-участниц. Киев стал местом проведения этого мероприятия в связи с председательством Украины в организации с 1 января 2019 г.

В совместном заявлении стран-участниц говорится, что стороны приложат усилия для реализации плана действий по стимулированию отраслевого сотрудничества и будут содействовать упрощению процедуры таможенного контроля, развитию транзитных маршрутов и увеличению объема перевозок внутри ГУАМ «как важнейшего альтернативного звена, связующего Европу и Азию».

В заявлении не указывается, альтернативой кому, хотя ответ очевиден – России. Географическое положение РФ превращает ее в удобный транзитный коридор из Китая в Европу в рамках китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь». В 2019 г. через Россию в Европу ушли 700 тыс. железнодорожных контейнеров. Объём автомобильных грузоперевозок между РФ и КНР в прошлом году вырос на 17% и достиг отметки 2,8 млн т.

От российско-китайской границы до ЕС – 8500 км или 12-14 суток пути. Доставка грузов морем занимает 45 суток пути      (24 тыс. км). Преимущества России очевидны, поэтому в ближайшие годы в развитие российского участка транспортного коридора Европа – Западный Китай будет вложено ₽655 млрд. Большинство китайских грузов в Россию идет через Казахстан, а в ЕС попадает через Белоруссию. Эксперты едины во мнении, что с годами их объем будет вырастать кратно. Совместное участие в проекте «Один пояс, один путь» сближает эти постсоветские республики и способствует экономической консолидации в рамках евразийской интеграции.

ГУАМ как раз тщится служить альтернативным полюсом интеграции, но больше политической, чем экономической. Внутри блока экономика – лишь приложение к политике, а это значит, что никакого экономического процветания его члены не добьются. Возможно частичное улучшение отдельных экономических показателей, но не решение тех стратегических проблем, которые ставят перед собой его участники.

К слову, их состав тоже не однороден, как и причины членства в блоке. В наиболее выгодном экономическом положении находится Азербайджан, который выступает в качестве транзитного коридора из Юго-Восточной Азии в Юго-Восточную Европу, путь к которой для Баку пролегает через Грузию, Украину и Молдавию. Присоединившись к ГУАМ, он надеется повысить собственную привлекательность в глазах Пекина и рассчитывает на расширение транзита внутри ГУАМ.

Президент Украины Владимир Зеленский в рамках завершения председательства Украины в 2019 г. в ГУАМ провел встречу с премьер-министром Грузии Георгием Гахарией, премьер-министром Молдовы Ионом Кику и вице-премьером Азербайджана Али Ахмедовым

Есть и политические причины. С распадом СССР Азербайджан стал главным покупателем украинской военной техники на Кавказе. Эти связи Баку хотелось бы сохранить. Армения рассматривает ГУАМ как враждебное образование опять-таки из-за возможности политического сближения Баку с Киевом. В начале 2000-х Киев предлагал себя в качестве посредника для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Ереван отверг идею, понимая, что за Киевом будут торчать уши Запада, у которого свои интересы в Закавказье.

Грузия, выйдя из СНГ, также превратилась для Армении в непредсказуемого соседа, а Армения для русофобского режима Грузии – в союзника России. Покорность Тбилиси перед США и ЕС и участие в их антироссийской политике в регионе не способствуют улучшению грузино-армянских отношений. Москва старается поддерживать ровные отношения с обеими сторонами нагорнокарабахского конфликта, но для Еревана, в отличие от Баку, она является единственным долгосрочным союзником. Армения сторонится антироссийских инициатив. Этим во многом и обусловлено членство Баку в ГУАМ.

Молдавия пребывает в раздвоенном состоянии. Президент-социалист Игорь Додон ратует за укрепление отношений с Россией, но его полномочия до самого последнего времени существенно ограничивались парламентским большинством. Зажатая между Украиной и Румынией Молдавия мечтает перехватить себе кусок транзита, но это может быть только вторичный транзит китайских товаров с Украины, потому что «Один пояс, один путь» через нее не проходит. Молдавия, находясь в плачевном экономическом состоянии, больше рассчитывает на активизацию экономических отношений хотя бы внутри ГУАМ.

Но самые амбициозные цели ставит перед собой Киев – создание внутри ГУАМ зоны свободной торговли и реализацию концепции транзитного коридора с Украиной в центре этой экономической конструкции. Есть ли для этого реальные предпосылки? Вряд ли.

В 2018 г. Украина заявила о выходе из СНГ. Нынешний вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба назвал СНГ клубом стран-неудачников. Киев тут же принялся реанимировать ГУАМ, расписывая радужные перспективы сотрудничества с двумя такими «неудачниками» – Азербайджаном и Молдавией, сохранившими членство в СНГ.

Кто на самом деле неудачник, демонстрирует статистика. При всех проблемах, существующих в СНГ, в стратегии развития Содружества на период до 2020 г. запланирован рост объемов взаимной торговли в 2-3 раза. А вот объем товарооборота Украины с СНГ снизился в этом году на 7% ($2,79 млрд).

СНГ появилось в 1991 г. в условиях необходимости найти хоть какую-то замену интеграционным механизмам, существовавшим при СССР. Целью объединения является максимально эффективное использование промышленно-экономического потенциала стран-участниц. То есть то же, к чему стремятся страны-участницы ГУАМ. Так зачем уходить из СНГ (речь об Украине и Грузии) и пытаться сколотить что-то другое, если внутри СНГ уже наработана необходимая правовая и торгово-экономическая база для взаимовыгодного сотрудничества?

Ответ: все дело в политике, а отнюдь не в экономике. ГУАМ склепали в 1997 г. в Страсбурге, чтобы создать противовес ОДКБ и росту влияния России. С тех пор годами блок пребывал в летаргическом сне и резко пробуждался лишь с приходом к власти на Украине ставленников Запада. В 2004 г. ГУАМ реанимировал «оранжевый» президент В.Ющенко, в 2017 г. – евромайданный президент П.Порошенко. Нынешний президент В.Зеленский лишь продолжает эту линию.

ГУАМ не сможет заменить Россию в качестве интеграционного ядра постсоветского пространства. Тем более что все его участники, хотят они или нет, в той или иной мере зависят от Москвы. Характерно, что быстрее всего с властью прощались те политики, кто строил свою карьеру на антагонизме с Россией – Ющенко, Саакашвили, Порошенко.

Настоящая задача ГУАМ, сконструированного Вашингтоном и Брюсселем, – любой ценой не подпустить его членов к евразийскому интеграционному проекту. Из четырех его участников от евразийской интеграции отказались двое – Украина и Грузия. Третий (Молдавия) находится в подвешенном состоянии из-за многолетнего курса прозападной коалиции на румынизацию Молдавии, здесь лишь после последних выборов стали артикулировать курс на постепенное сближение с ЕАЭС. Эти же три республики находятся в удручающем экономическом положении, что вовсе не случайность. Что касается Азербайджана, то он о планах присоединения к евразийским интеграционным процессам речи не ведет.

______________________________

Фото: https://azertag.az/ru/

Ритм Евразии. 18.12.2019

Читайте также: