ВТС в СНГ: ничего личного, только общая безопасность

Иван Ларин

Военно-технический комитет (ВТК) при Совете министров обороны государств Содружества на днях рассмотрел задачи укрепления сотрудничества в области материально-технического обеспечения войск стран СНГ. Тема представляется весьма актуальной, в первую очередь для Центральной Азии, в которой очертания угроз ее безопасности, исходящих извне, выглядят весьма четкими, в то время как система обеспечения военной безопасности окончательно не сформировалась.

Объективная реальность такова, что регион должен быть готов дать адекватный ответ на растущую активность «Исламского государства»* в Афганистане, создающего плацдарм для экспансии на пространство Содружества, которая может носить масштабный военный характер с учетом ее поддержки изнутри со стороны террористического подполья. Жесткий и скорый отпор смогут дать только морально и профессионально подготовленные вооруженные силы государств-союзников, имеющие современное вооружение и технику, находящиеся в постоянной боевой готовности, способные действовать в условиях обострения обстановки и готовые к восстановлению боеспособности.

Хочешь мира – готовься к войне

Следует отметить, что участники заседания ВТК проблему материально-технического обеспечения войск рассмотрели через призму итогов прошедших в конце октября стратегических учений Вооруженных сил РФ «Центр-2019», к которым, помимо военнослужащих стран ОДКБ, привлекались воинские контингенты Китайской Народной Республики, Исламской Республики Пакистан, Республики Индии и Республики Узбекистан. Показательно, что в маневрах участвовало около 128 тыс. военнослужащих, более 20 тыс. единиц вооружения и военной техники, около 600 летательных аппаратов и до 15 кораблей и судов обеспечения.

Действия столь мощной военной группировки напрямую зависели от технического и тылового обеспечения. Поэтому, ставя цель отработки вопросов применения группировок войск (сил) коалиции государств при решении задач борьбы с международным терроризмом и обеспечения военной безопасности на Центральноазиатском стратегическом направлении, руководители маневров заложили в их замысел проверку слаженности действий сил и средств материально-технического обеспечения в обстановке, приближенной к боевой.

Как показывает практика, последний аспект, включающий в себя огромный комплекс задач, которые решают войска любого государства в повседневной деятельности и которые становятся более сложными в боевой обстановке, заставляет задуматься об объединении усилий всех заинтересованных сторон.

Хорошо понимая это, военные Содружества значительное внимание на заседании комитета уделили рассмотрению различных направлений организации эксплуатации (сервисного обслуживания) и войскового ремонта вооружения и военной техники вооруженных сил государств Содружества, а также провели анализ состояния и перспектив развития сил и средств восстановления бронетанкового вооружения и техники и военной автомобильной техники.

Председатель комитета заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков отметил заинтересованность Министерства обороны Российской Федерации в развитии военно-технического сотрудничества со странами Содружества, которое направлено как на модернизацию национальных армий, так и повышение уровня взаимодействия вооруженных сил в ходе совместных мероприятий боевой подготовки. Он обратил внимание на то, что военно-техническое сотрудничество оборонных ведомств стран Содружества должно развиваться на основе взаимных интересов. А они, безусловно, есть, и российская сторона их учитывает.

Очередное заседание ВТК прошло 14 ноября в Москве под председательством замминистра обороны РФ генерала армии Д.Булгакова

Этот интерес с практической стороны видится в том, что, по словам генерала, в армии государств СНГ имеется в наличии значительное количество однотипного вооружения и военной техники, поэтому «потребность в их ремонте предопределяет широкие возможности для налаживания взаимовыгодных связей между министерствами обороны и профильными предприятиями государств Содружества».

По результатам обсуждения ВТК принял решение, что уже в ближайшее время будут определены и детально проработаны направления и формы взаимодействия по техническому обслуживанию и ремонту вооружения и военной техники стран-партнеров.

В интересах общей безопасности

Примечательно, что за ходом учений «Центр-2019» наблюдали, а затем обсудили состояние, актуальные вопросы и перспективы двустороннего сотрудничества президенты Киргизии и России – Сооронбай Жээнбеков и Владимир Путин.

Российский лидер отметил, что двустороннее сотрудничество двух стран развивается по всем направлениям. В частности, идет рост товарооборота, который по итогам 2018 года составил 17%, такая же тенденция сохраняется в 2019 году. В то же время он акцентировал внимание на позитивном продолжении военно-технического сотрудничества России и Киргизии, заявив, что совместные стратегические командно-штабные учения «Центр-2019» являются важным этапом подготовки вооруженных сил двух стран на случай отражения любых непредвиденных ситуаций, в том числе и в борьбе с терроризмом. В свою очередь, президент КР заметил, что военные ведомства двух государств активно сотрудничают в двусторонних форматах. «Я всегда говорил и сейчас говорю, – отметил С.Жээнбеков, – что Кыргызстан для России – это самый надежный друг, союзник, партнер. Мы всегда дорожим и ценим эти наши отношения. И мы всегда стремимся реализовывать те договоренности, которые у нас с Россией есть, мы над этим всегда работаем».

По приглашению В.Путина за ходом учений «Центр-2019» наблюдал С.Жээнбеков (крайний слева)

Отношения России и Киргизии в сфере военно-технического сотрудничества следует отнести к разряду конструктивных и взаимовыгодных. Военно-техническая помощь Российской Федерации имеет долгосрочную перспективу. Ее цель – создать в стране надежный оборонный потенциал, способный противостоять современным вызовам и угрозам безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Помощь оказывается в рамках договоренности о предоставлении военно-технической помощи республике в объеме 1 млрд 200 млн долларов.

За последние несколько лет россияне передали киргизским военным различную продукцию военного назначения. В неполный перечень переданной техники и вооружения входят топографическое имущество, запасные части к артиллерийскому вооружению, бронированные разведывательно-дозорные машины, вертолеты и самолеты. Процесс военно-технического оснащения киргизской армии развивается по нарастающей линии. 27 ноября Россия передаст Киргизии новую партию авиационной техники и средств противовоздушной обороны.

Значительная работа проводится российской стороной по укреплению пограничной безопасности республики, являющей по своему территориальному расположению, по сути, сердцем безопасности всей Центральной Азии. Россия возвела и оснастила современным оборудованием 11 комплексов зданий для пограничных подразделений на границах с Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном, передала в 2019 г. киргизским пограничникам более сотни единиц автомобильной и инженерной техники. Значительное количество военно-технического имущества, предназначенного для охраны государственной границы, пограничное ведомство КР получило от своих российских коллег в 2012 г.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу на церемонии очередной передачи авиационной и бронетанковой техники в апреле нынешнего года заверил, что Киргизия «может всегда рассчитывать на Россию в деле оказания помощи по укреплению безопасности страны».

Заметим, российская сторона не ставит вопросов расширения своего военного присутствия, в частности, в Киргизии, полагая достаточным размещение в этой стране авиационной базы «Кант», как авиационной компоненты Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. Тем не менее отдельные центральноазиатские политологи и СМИ убеждены в обратном.

Скептически настроен по поводу намерений России в Центральной Азии бывший киргизский дипломат Мурат Конокбаев, утверждающий, что «в Кыргызстане Россия имеет несколько военных баз. Все они расположены в безопасной северной части, но при этом ни одной нет в более неспокойной Баткенской области, несмотря на то что Бишкек уже много лет просит об этом своего союзника». Оставим такие утверждения на совести их автора.

Россия также не выдвигает предложения по созданию своих новых военных баз на территории Таджикистана, подчеркивая, что заинтересована в реализации «совместных планов по обеспечению общей безопасности». Для этого республике в качестве способа достижения этой цели предлагается военно-техническая помощь и подготовка высококвалифицированных кадров для таджикистанской армии в российских военных учебных заведениях.

Союзнический выбор

В принципе каждое государство вправе выбирать пути достижения собственной безопасности и союзников в этом процессе. Интересна в этом отношении оценка шагов, предпринимаемых Россией в сфере безопасности Центральной Азии, озвученная казахстанским политологом Талгатом Исмагамбетовым. «Россия... просто запугивает своих южных партнеров, чтобы принудить их к проектам интеграции, – утверждает он. – Этот посыл особенно нацелен на Узбекистан, который не входит в состав Организации договора о коллективной безопасности или ЕАЭС».

Ответ для таких вот политологов и журналистов, упражняющихся в домыслах, прослеживается в делах политиков и военных Центральной Азии, предпочитающих словам конкретные действия. На пятнадцатом заседании российско-узбекской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, состоявшемся в мае нынешнего года в Самарканде, были обсуждены текущие вопросы двустороннего партнерства в рамках реализации договора о развитии военно-технического сотрудничества от 29 ноября 2016 г. между Узбекистаном и РФ.

Стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества и наметили конкретные шаги по реализации достигнутых договоренностей. Например, Узбекистан заинтересован в покупках у России боевых и военно-транспортных вертолетов, бронетехники, стрелкового оружия и боеприпасов. Есть интерес и к многофункциональным истребителям Су-30СМ. При этом стоит заметить, что Узбекистан получил право расплачиваться за оружие и технику по внутрироссийским ценам.

Стороны также обсуждают вопрос создания в Узбекистане сервисных центров по обслуживанию военной техники, так как в стране находится много танков Т-62 и Т-72.

Такова реальность, которая дает ответ на предположение издания «Каравансарай», что якобы «наблюдатели за развитием отношений России со странами Центральной Азии видят в комментариях Кремля (об угрозах Центральной Азии. – Ред.) неприкрытый личный интерес».

Во всем этом процессе у Российской Федерации действительно имеется интерес – обеспечение собственной безопасности, которая в полной мере зависит от безопасности стран-союзников, которым нужно помогать. Россия положила военно-техническое сотрудничество в основу своей помощи, которая часто носит бескорыстный характер.

* - Исламское государство - запрещенная в РФ террористическая организация

_________________________

Фото: https://stat.mil.ru/

Ритм Евразии. 22.11.2019

Читайте также: